§ 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
На правоохранительную службу граждане поступают добровольно. На службу в органы внутренних дел, таможенные органы принимаются граждане, достигшие возраста 18, органы наркоконтроля 20 и не старше 40 (в милицию 35) лет, независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Общими требованиями, которым они должны удовлетворять, являются: владение русским языком, способность по своим личным, нравственным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующие правоохранительные органы. Расшифровка содержания этих требований дается либо в общих нормативных правовых актах о государственной службе, либо о службе в данных органах (в частности, органах наркоконтроля) либо закрепляются в других нормативных правовых актах, в том числе специально посвященных этим вопросам.
Предусмотрены и другого рода требования. На данной службе не может быть гражданин, отказавшийся от определенных действий, которые он обязан совершить в качестве претендента на замещение должности правоохранительной службы или ее служащего. Гражданин или служащий, не отвечающие установленным требованиям, не могут быть приняты на правоохранительную службу либо подлежат освобождению от занимаемой должности. Например, требование к состоянию здоровья предполагает, что не может быть принят и проходить правоохранительную службу гражданин, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным, и т. п. На данную службу не может быть принят гражданин, отказавшийся от прохождения процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Должности правоохранительной службы замещаются в установленных случаях по контракту, конкурсу или назначению в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими эти вопросы.
Прием на правоохранительную службу оформляется приказом уполномоченного руководителя (начальника) федерального органа исполнительной власти, правоохранительного органа.
ФЗ о правоохранительной службе вопросы поступления на правоохранительную службу и ее прохождения регламентируются более детально.
При отсутствии ограничений, предусмотренных законом, на правоохранительную службу вправе поступить гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком Российской Федерации, отвечающий квалификационным требованиям по должности правоохранительной службы.
Поступление на очное обучение в образовательные учреждения профессионального образования государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, является поступлением на правоохранительную службу. На очное обучение вправе поступить гражданин, достигший возраста 17 лет.
Предельный возраст поступления на правоохранительную службу устанавливается применительно к группам должностей: для замещения должностей V, IV, III группы — 40, II группы — 45, I группы — 50 лет.
Служебные отношения на правоохранительной службе между Российской Федерацией и гражданином РФ, а также уполномоченным лицом возникают на основании контракта, заключенного в соответствии с ФЗ о правоохранительной службе. В установленных нормативными правовыми актами РФ случаях такие отношения возникают на основании контракта в результате избрания по конкурсу для замещения должностей правоохранительной службы; назначения на должность или утверждения в должности правоохранительной службы; восстановления в должности правоохранительной службы в соответствии с законодательством РФ.
Замещение должностей правоохранительной службы может осуществляться по конкурсу в порядке и на условиях, определяемых законами и иными правовыми актами РФ.
Служебные отношения на правоохранительной службе возникают (изменяются) со дня, определенного правовым актом уполномоченного лица о назначении гражданина на должность правоохранительной службы.
В случае отказа служащего от заключения контракта после назначения на должность, утверждения или восстановления в должности правоохранительной службы издается правовой акт о его освобождении от должности и (или) увольнении с правоохранительной службы.
Сторонами контракта являются Российская Федерация, а также уполномоченное лицо и гражданин. При заключении, изменении и расторжении контракта от имени Российской Федерации выступает уполномоченное лицо.
При поступлении гражданина впервые на правоохранительную службу с ним заключается первый контракт.
Контракт может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок.
Контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения служащим предельного возраста пребывания на правоохранительной службе. Исключения установлены ФЗ о правоохранительной службе.
Случаи, когда могут заключаться срочные контракты и сроки их действия, установлены ФЗ о правоохранительной службе (ст. 27). При этом выделяются основания, при наличии которых заключение между сторонами срочного контракта является обязательным, например, при поступлении гражданина на очную форму обучения в образовательное учреждение. Срочный специальный контракт заключается со служащим на период выполнения специальных заданий либо задач в особых условиях — по решению Президента РФ, руководителя государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
Содержание контракта составляют его существенные и иные условия. Они определяются с учетом того, заключается ли контракт о поступлении на правоохранительную службу или на обучение. Контакт должен содержать такие существенные условия, как наименование замещаемой должности правоохранительной службы с указанием государственного органа, его структурного подразделения и места нахождения; дату начала исполнения служебных обязанностей; обязанность РФ и уполномоченного лица создавать условия прохождения правоохранительной службы, установленные законодательством РФ и др.
В качестве дополнительных условий контракт может содержать указание на испытание и другие условия, не ухудшающие положение гражданина по сравнению с установленными ФЗ о правоохранительной службе и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правоохранительную службу.
В контракте предусматриваются меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
Прохождение Назначение на должности правоохранитель- право- ной службы I группы производится в поряд-
охранительной ке, установленном федеральными законами службы об органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба, и указами Президента РФ, а II—V групп — руководителем уполномоченного государственного органа.
Служащий, впервые поступающий на правоохранительную службу, приводится к Присяге на верность Российской Федерации. Текст присяги утвержден ФЗ о правоохранительной службе, порядок приведения к ней устанавливается руководителем уполномоченного правоохранительного органа. Профессиональная служебная деятельность служащего осуществляется в соответствии со служебным регламентом, утверждаемым уполномоченным лицом в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.
В служебном регламенте служащего, независимо от замещаемой должности, обязательно указание на общие обязанности, права и полномочия служащего, установленные ФЗ о правоохранительной службе и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
Порядок разработки и утверждения служебных регламентов, а также типовые служебные регламенты устанавливаются Президентом РФ.
Прохождение правоохранительной службы связано с возможными переводами и перемещениями, прикомандированиями к государственным органам и иным организациям, в том числе международным, профессиональной подготовкой, зачислением в резерв государственного органа, аттестацией служащего, с совмещением им должностей и совместительством и т. д. — все эти и некоторые другие вопросы правового положения служащих достаточно подробно урегулированы ФЗ о правоохранительной службе и иными нормативными правовыми актами о данной службе. Будучи созвучными с вопросами трудового права, их публично-правовое регулирование имеет существенные особенности. Не умаляя большой значимости всех этих вопросов, избирательно, и весьма кратко, рассмотрим порядок аттестации служащих, присвоения им специальных званий и классных чинов, службы в особых условиях.
Аттестация имеет целью определение соответствия квалификации и служебной деятельности служащего требованиям, предъявляемым к замещаемой должности правоохранительной службы. Она проводится каждые четыре года пребывания в замещаемой должности правоохранительной службы, независимо от вида контракта.
Досрочная аттестация проводится: а) при переводе служащего в соответствии с ФЗ о правоохранительной службе; б) при прекращении правоохранительной службы в связи с восстановлением в должности ранее замещавшего ее служащего.
Порядок аттестации служащих, замещающих должности правоохранительной службы I группы, определяется Президентом РФ, а служащих, замещающих должности II—V групп, — руководителем уполномоченного государственного органа.
По результатам аттестации аттестационной комиссией дается одна из следующих рекомендаций:
соответствует: а) замещаемой должности правоохранительной службы; б) замещаемой должности и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности правоохранительной службы;
не соответствует замещаемой должности правоохранительной службы и подлежит: а) направлению на переподготовку или повышение квалификации; б) переводу; в) увольнению.
о переносе аттестации на срок до одного года с предложение устранить недостатки и упущения в служебной деятельности, указанные в отзыве непосредственного руководителя.
С учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее двух недель после проведения аттестации соответствующим руководителем принимается решение о: а) продлении со служащим контракта; б) включении служащего в кадровый резерв для замещения вакантной вышестоящей должности правоохранительной службы; в) направлении служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; г) переводе служащего; д) расторжении со служащим контракта и увольнении.
Прохождение К таким условиям закон относит действие во- пРав°- енного или чрезвычайного положения, воору-
охРанительной женные конфликты, проведение контртерро- службы в особых
ристических мероприятий, ликвидацию по-
условиях „
следствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. В таких условиях возникает необходимость выполнения специальных мероприятий, направленных на обеспечение общественного порядка, общественной и государственной безопасности, повышается угроза жизни и здоровью при осуществлении служебной деятельности. Это требует внесения изменений в содержание служебной деятельности, характерной для нормальных условий. Ужесточаются к ней требования, а также социальная и правовая ответственность служащих. С учетом этого по решению уполномоченного лица допускается изменение режима служебного времени служащего, возложение на служащего дополнительных обязанностей, установление дополнительных ограничений, временный перевод служащего и установление других особых условий прохождения правоохранительной службы без согласия служащего. Со служащим может быть заключен срочный специальный контракт на прохождение правоохранительной службы в особых условиях.
Отказ служащего от прохождения правоохранительной службы в особых условиях является основанием освобождения его от замещаемой должности и расторжения контракта.
Прохождение правоохранительной службы связано с присвоением служащим специальных званий или классных чинов этой службы. Таким образом определяется принадлежность служащего к правоохранительной службе, стимулируется повышение его квалификационного и профессионального уровня, отчасти формируются отношения между служащими.
Условия присвоения специальных званий и классных чинов установлены ФЗ о правоохранительной службе, запрещающим также установление иных условий.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры