§ 3. Система государственной службы
1. ФЗ о системе государственной службы РФ наряду с определением государственной службы РФ закрепляет ее систему, включая в нее в качестве разновидностей государственной службы: а) государственную гражданскую службу; б) военную службу; в) правоохранительную службу, раскрывая сущность каждого ее вида. В упомянутом ФЗ в качестве особого выделяется понятие федеральной государственной службы, состоящей в профессиональной служебной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Видами федеральной государственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.
Понятие видов государственной службы дается в сочетании общего представления о государственной службе как профессиональной служебной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий, указанных в законе с выделением особых признаков, свойственных данному ее виду. Особенности соотносятся с видами должностей и обусловленных ими функций. Для государственной гражданской службы характерным является служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности РФ и ее субъектов; военной — на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Специфика данной службы специально подчеркивается тем, что гражданам, занимающим воинские должности, присваиваются воинские звания; правоохранительной — на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Гражданам, занимающим воинские должности, присваиваются воинские звания, а правоохранительной службы — специальные звания и чины.
Следовательно, государственную службу осуществляет юридически ограниченный круг граждан: только те граждане, которые замещают должности государственной службы.
2. Государственная служба может быть подразделена на виды в зависимости от федеративного устройства РФ, принципа разделения властей, особенностей отраслей и сфер государственной деятельности.
В соответствии с принципом федерализма различаются: а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ (п. «т» ст. 71 Конституции РФ); б) государственная служба субъекта РФ, находящаяся в ведении субъекта РФ.
Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ. Но, относя к ведению РФ лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении. Конституция РФ не относит также в прямой форме государственную службу к совместному ведению РФ и ее субъектов. Однако государственная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Конституция РФ не исключает регулирование отдельных вопросов государственной службы в субъектах РФ актами федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции. В частности, это обусловлено тем, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ, которому могут сопутствовать регулирование отдельных вопросов государственной службы в соответствующих органах. Следовательно, к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся не только кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ст. 72 Конституции РФ), что имеет прямое отношение к государственной службе, но и кадры других государственных органов.
ФЗ о системе государственной службы содержит по определенным вопросам нормы, которые должны соблюдаться при построении и функционировании государственной службы также в субъектах РФ. Например, понятие государственной службы, государственного служащего, принципы государственной службы и т. д.
Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов РФ находится в их ведении. При этом принципиально важно, что ФЗ о системе государственной службы на федеральную службу и службу субъектов РФ подразделяет лишь государственную гражданскую службу (п. 2 ст. 2), а военную и правоохранительную относит лишь к видам федеральной государственной службы (хотя с конституционной точки зрения такое решение вопроса относительно правоохранительной службы небесспорно, поскольку кадры правоохранительных органов составляют предмет совместного ведения РФ и ее субъектов). Необходимо иметь в виду, что закон допускает возможность установления иных видов федеральной государственной службы.
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной.
Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности, государственных задач. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — служба в таможенных органах, налоговых органах и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры