logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Должности государственной службы

1. Должность обозначается различными терминами: слу­жебное место, структурное подразделение, звено, ячейка орга­низации, штатная единица с органично присущими ему (ей) функциями, правами и обязанностями по их осуществлению. Государственная должность, будучи разновидностью должнос­ти, образует организационно-правовую основу государствен­ной службы.

Легальное определение государственной должности специ­ально и наиболее полно было дано в ФЗ от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (да­лее — ФЗ о государственной службе), отмененном вступившим в силу с 1 февраля 2005 г. ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Ни в этом Законе, ни в из­данном ранее ФЗ о системе государственной службы не содер­жится общего определения государственной должности, а име­ющиеся здесь подходы к трактовке государственных должнос­тей концептуально отличаются от той, которая выражена в понятии государственной должности, определенном в ФЗ о го­сударственной службе. Однако, не являясь теперь легальным, юридически закрепленным, оно, как представляется, не утра­тило познавательной ценности, ибо содержит наиболее суще­ственные признаки государственной должности государствен­ного органа. Согласно Закону государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, орга­нах государственной власти субъектов РФ, а также в иных го­сударственных органах, образуемых в соответствии с Консти­туцией РФ с установленным кругом обязанностей по исполне­нию и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за испол­нение этих обязанностей.

Наряду с этим Законом выделялась государственная долж­ность государственной службы в качестве необходимого при­знака государственной службы и государственного служащего. За критерии выделения были приняты порядок учреждения, цель государственной должности, государственной службы.

С точки зрения современного законодательства приведен­ное определение государственной должности не является об­щим. Оно ориентировано на гражданскую службу, понятие ко­торой (должности) в ФЗ о ней не имеется. В этом Законе поня­тие государственной должности дается лишь относительно ограниченного круга лиц: осуществляющих полномочия Россий­ской Федерации и субъекта РФ. Но кто к ним относится, не уточняется.

2. Сущность государственной службы и ее видов заключа­ется в осуществлении профессиональной деятельности граждан на должностях, именуемых должностями государственной служ­бы. Основы порядка их учреждения и классификации обозна­чены в ФЗ о системе государственной службы. Такие должнос­ти учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным право­вым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской служ­бы; должности государственной гражданской службы субъек­та РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреж­дены должности государственной службы различных видов, ис­ключая, разумеется, должности государственной гражданской службы субъектов РФ. Соотношение видов должностей опре­деляется указом Президента РФ.

Соотношение должностей федеральной государственной службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ определяется федеральным законом или указом Президента РФ.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными за­конами о видах государственной службы и законами субъек­тов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.

Должности государственной службы включаются в их рее­стры. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют утверждаемые Президентом РФ перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Указанные реестры составляют Сводный реестр должнос­тей государственной службы РФ.

В государственном органе могут быть предусмотрены долж­ности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие долж­ности, регулируется законодательством о труде.