logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти

Подзаконными нормативными правовыми актами об адми­нистративной реформе выделена функция оказания федераль­ными органами исполнительной власти государственных yc^y. Первоначально данная функция была возложена на федераль­ные агентства, а впоследствии, как уже сказано, включена так­же в состав функций некоторых других федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О систе­ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649) под функ­циями по оказанию государственных услуг понимается предо­ставление федеральными органами исполнительной власти не­посредственно или через подведомственные им федеральные го­сударственные учреждения либо иные организации или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохра­нения, социальной защиты населения и в других областях, уста­новленных федеральными законами (п. 2 «д»). Из этого следует: а) перечень сфер, в которых могут указываться государствен­ные услуги, является открытым; б) круг и содержание государ­ственных услуг в указанных сферах не определены, а следова­тельно, могут быть истолкованы применяющими Указ по свое­му усмотрению, в том числе и не в соответствии с его целями;

в) иные сферы, в которых может предусматриваться оказание государственных услуг, могут устанавливаться федеральными законами. Значит, данная категория должна быть отражена в федеральных законах, предусматривающих государственные услуги, в регулируемых ими сферах. В более общей трактовке, используя терминологию данного Указа, государственной мо­жет быть признана услуга, если она квалифицируется именно как государственная услуга, а не услуга вообще, в нормативных правовых актах органов, уполномоченных ее устанавливать;

г) Указ имеет ограниченную сферу действия, ибо адресован лишь федеральным органам исполнительной власти и подведом­ственным им организациям. В нем нет ответа на вопрос о том, допускается ли оказание государственных услуг органами ис­полнительной власти субъектов РФ, публичных услуг органами местного самоуправления? Если да, то на каких правовых осно­ваниях?

Что касается трактовки сути государственных услуг как особой разновидности услуг, то ее содержание в нормативных правовых актах пока не раскрыто. На этот счет имеются неоднозначные суждения. Поскольку государственные, а более широко, публичные услуги обладают бьющим в глаза корруп­ционным потенциалом, то на первый план выступает необходимость уяснения, какие решения и действия государ­ственных органов в отношении граждан и их объединений не могут быть признаны государственными услугами. Исходным надо признать постулат: государственная власть не может быть государственной услугой.

Принципиально не верным, искажающим сущность госу­дарственной власти, признавать государственными услугами уп­равленческие решения и действия государственных органов, которые они обязаны совершать в обеспечение реализации гражданами и юридическими лицами предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей1. Конституционные гаран­тии прав граждан никак не сопрягаются с предоставлением им государственных услуг, ибо обеспечение конституционных прав граждан — важнейшая задача государства в лице уполномочен­ных органов, которая не трансформируется в государственную услугу.

Подмена «задачи» «государственной услугой» концептуально обосновывает и юридически ослабляет гарантии прав граждан. Из этого следует, например, что государственное образователь­ное учреждение, в рамках которого граждане реализуют гаран­тированное конституцией право на общедоступное и бесплат­ное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, осуществляет образовательную деятельность, ре­шает государственную задачу, не являющуюся услугой в госу­дарственно-правовом смысле. Аналогично решается вопрос в случаях оказания бесплатной медицинской помощи, государ­ственного пенсионного обеспечения. Было бы извращением сути признать государственной услугой выплату пенсии граж­данину, ставшему инвалидом в результат участия в боевых дей­ствиях по защите интересов общества и государства. Напротив, выполнение соответствующих видов деятельности не государ­ственными учреждениями и иными образования, не противо­речащие нормативным правовым актам, могут признаваться их услугами.

В принципе словосочетание «государственные услуги» пред­ставляется неудачным. Реалиям соответствовало бы понятие «услуги государственных органов, не связанные с осуществле­нием государственно-властных полномочий» (условно — услу­ги государственных органов). Имеются в виду услуги, которые по своей юридической природе не могут быть квалифицирова­ны как государственные, например, предоставление специали­зированными подразделениями этих органов определенной ин­формации, экспертных заключений и иных услуг, в том числе платных. Такие услуги не должны быть результатом осуществ­ления данным органом государственно-управленческой деятель­ности.