§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
На территории муниципального образования находятся предприятия, учреждения и организации, которые не входят в состав муниципальной собственности: государственные, частные и иных форм собственности. Все они, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, обязаны соблюдать решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами.
В своей деятельности предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности, должны руководствоваться не только законами, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и общеобязательными правилами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающими те или иные стороны деятельности данных предприятий, учреждений и организаций. Речь идет прежде всего об актах органов местного самоуправления, регулирующих использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также планировку и застройку территории муниципальных образований, и других нормативных правовых актах, принятие которых относится к компетенции органов местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления привлекают предприятия, учреждения и организации к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В этих целях они используют финансово-экономические методы, а также организационно-правовые формы своего взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями, формируя, например, на добровольной основе советы директоров, советы предпринимателей, которые помогают органам местного самоуправления осуществлять координационную функцию. Органы местного самоуправления вправе объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры.
Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования играет муниципальный заказ. Согласно закону органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ:
по благоустройству территории муниципального образования;
по коммунальному обслуживанию населения;
по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;
по производству продукции;
по оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также на выполнение других работ.
Муниципальный заказ, т.е. договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируется из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов. При этом могут использоваться и иные собственные материальные средства муниципального образования.
Органы местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, стимулируют их деятельность, используя, в частности, такой финансовый инструмент, как налоговые льготы, а также предоставляя предприятиям иные льготы и преимущества. Органы местного самоуправления дают согласие на замену в установленном порядке платежей предприятий по налогу с прибыли, поступающих в местный бюджет, натуральным покрытием или услугами предприятий.
Органы местного самоуправления решают вопросы о создании совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, заключают договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции для нужд развития территории муниципального образования, его жителей за счет имеющихся валютных средств и на иной основе.
В ряде случаев законодательство прямо возлагает на органы местного самоуправления обязанность оказывать содействие развитию тех или иных форм хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах» от 8 мая 1998 г.*, органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов, прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооператив нежилыми помещениями с правом выкупа, земельными участками, доступом к получению необходимой для их деятельности информации. Вместе с тем закон возлагает и на кооперативы обязанность предоставлять органам местного самоуправления информацию об их деятельности.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2321.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» от 31 мая 1996 г.* органы местного самоуправления участвуют в реализации проводимой государством политики поддержки организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности, а также в реализации мер, направленных на восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2753.
Потребительские общества должны привлекаться к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц. Предполагается активизировать деятельность потребительских обществ по заготовке сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технических трав, дикорастущих плодов и ягод с последующей их переработкой, по развитию системы бытовых услуг на селе. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. должны быть полностью восстановлены нарушенные права пайщиков потребительских обществ, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.* определяет, в частности, возможные формы их поддержки органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;
предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование муниципальным имуществом;
размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;
предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
При этом Закон не допускает предоставления льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
В качестве приоритетной задачи государственных органов и органов местного самоуправления Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств»* определяет всемерную поддержку данной категории субъектов хозяйственной деятельности. Органы местного самоуправления должны учитывать в своей деятельности возрастающую роль садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств в насыщении отечественного продовольственного рынка, создавая, в частности, необходимые условия для реализации излишков продукции животноводства и растениеводства, произведенной гражданами на своих земельных участках.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 24. Ст. 2875.
В целях создания благоприятных условий для увеличения производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, повышения социальной защищенности жителей села органы местного самоуправления содействуют созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств. Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе»* органам местного самоуправления предложено упорядочить в пределах своей компетенции налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности, а также ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства на формирование фондов долгосрочного кредитования жилищного строительства на селе.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1956.
Особое значение в деятельности органов местного самоуправления имеет поддержка малого предпринимательства. В Российской Федерации после принятия Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. 18 декабря 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 г.*
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 100.
Важную роль в поддержке малого предпринимательства призваны играть органы местного самоуправления. Они вправе принимать муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, которые включают в себя следующие основные положения:
меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи и др.
С огласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»* объем финансирования муниципальных программ за счет средств местных бюджетов указывается в их расходной части отдельной строкой. Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»** органам местного самоуправления рекомендовано выделять на поддержку малого предпринимательства средства в размере не менее 0,5 процента от годовых доходов местного бюджета. Закон предусматривает возможность формирования специализированных муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Учреждают эти фонды органы местного самоуправления. Доходы муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законом.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 1583.
Муниципальные фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Задачи и функции муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства определяются в их уставах, утверждаемых органами местного самоуправления*. На начало 1995 г. в стране действовало около 1 млн. малых предприятий. В течение 1996-1997 г. должен быть обеспечен рост числа малых предприятий в 1,5-2 раза, и количество их составит 2-2,5 млн. Развитие малого предпринимательства позволит создать новые рабочие места, особенно в кризисно-депрессивных районах, в малых и средних городах.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.
Глава 19. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЛИ И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земля и другие природные ресурсы - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.
Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов.
Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Земельным кодексом Российской Федерации (1991 г.)*, Законом Российской Федерации «Об основах лесного законодательства Российской Федерации» (1993 г.), Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) и другими законодательными актами.
* Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5085.
Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.
Установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти. При этом закон не допускает изменения границ муниципального образования без учета мнения населения соответствующих территорий.
Закон относит к ведению местного самоуправления владение, пользование и распоряжение землей, находящейся в муниципальной собственности, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, а также регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Вопросы использования земли и других природных ресурсов затрагиваются органами местного самоуправления при решении других вопросов местного значения, в частности, при осуществлении дорожного строительства, благоустройства и озеленения территории, жилищного строительства и др.
Органы местного самоуправления призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений:
планирование и использование земель, находящихся в их ведении;
организация проведения работ по землеустройству;
оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами;
взимание платы за землю;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Эти задачи решаются представительными органами местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, исполнительными органами местного самоуправления (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.
Земли муниципального образования должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами.
Принятию научно-обоснованных решений в области рационального использования земель служит земельный кадастр. Земельный кадастр - это свод систематизированных достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»*, организация ведения государственного земельного кадастра возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, в частности, на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Руководители данных комитетов несут ответственность за достоверность сведений о землях, составляющих земельный кадастр.
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 50. Ст. 4868.
Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и использовании земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 утверждена Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». Программа будет реализовываться в 1996-2000 гг. в два этапа, основными задачами которых будут соответственно создание нормативной правовой и технологической базы и создание земельно-информационного банка данных. Программа будет реализовываться за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Органы местного самоуправления являются потребителями кадастровой информации. Достоверная и исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов, полученная в результате реализации Программы, позволит принимать более эффективные решения на всех уровнях, включая и местный, а также более точно прогнозировать и взимать налоговые платежи для пополнения местных бюджетов.
С начала 90-х годов в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность. Потребовалось провести инвентаризацию земель населенных пунктов. Она осуществлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»* в течение 1993-1995 гг. Для проведения инвентаризации земель в районах были созданы комиссии, в состав которых вошли: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-строительной и санитарно-эпидемиологической служб, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселковых, сельских администраций, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. Состав комиссии утверждал глава местной администрации.
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 2686.
Н а основании проведенных работ комиссией были разработаны предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель. Инвентаризации подлежали земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. Полученные в ходе инвентаризации земель материалы послужили основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. По состоянию на 1 января 1996 г. такие работы проведены на площади около 4,5 млн. га и в настоящее время продолжаются*. Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории.
* Российская газета. 1996. 14 авг.
Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Землеустройство предусматривает, в частности:
разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;
установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю, и др.
Цель землеустройства определяется во многом целевым назначением земель. Проведение землеустроительных работ может быть организовано по инициативе: а) органов местного самоуправления; б) органов землеустройства; в) собственников земли, землепользователей или арендаторов земли.
Правовым основанием для начала этих работ служит решение соответствующего органа местного самоуправления (местной администрации).
Проект землеустройства состоит из графической и текстовой частей. В нем обосновываются основные направления рационального использования земель с учетом особенностей территории.
Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Утвержденные и перенесенные в натуре на местность проекты землеустройства служат основой для выдачи собственнику земли, землепользователю документа, удостоверяющего право на земельный участок.
П ри установлении границ землепользовании в городах и других поселениях органы местного самоуправления должны руководствоваться Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г.* Положение, утвержденное указанным постановлением Правительства Российской Федерации, разработано в целях закрепления и передачи земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок, связанных с недвижимостью.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 592.
До начала земельной реформы в Российской Федерации не было необходимости в регистрации землепользований, ибо они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, формировании рынка земли выдвинул задачу создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. На решение этой задачи и направлено названное выше постановление Правительства Российской Федерации.
При установлении границ землепользований (межевании) органы местного самоуправления должны учитывать, что границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия названного выше Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Постановления органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.
Межевание включает: а) подготовительные работы (сбор заявок на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, расположенным на территории, подлежащей межеванию, и т.д.); б) разработку плана межевания микрорайона или квартала, согласование его с физическими и юридическими лицами; в) установление границ в натуре.
Разработка плана межевания осуществляется по инициативе органов местного самоуправления или владельцев недвижимости.
Границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, осям внутренних проездов, другим границам.
К плану межевания прилагаются: акты согласования границ землепользований; каталог координат границ землепользований; перечень сервитутов; пояснительная записка.
План межевания утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков в натуре, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период проведения работ по межеванию.
О рганы местного самоуправления устанавливают границы и размеры земельных участков в кондоминимумах. При этом, согласно Федеральному закону «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.*, границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминимума, определяются действующими землеотводами. Размеры же земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминимуме определяются в соответствии с требованиями градостроительных нормативов, исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке населенных пунктов, доступа ко всем частям имущества.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2963.
В целях эффективного использования земель, создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель осуществляется мелиорация земель, участие в которой принимают органы местного самоуправления. В муниципальной собственности могут находиться мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения. Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель закрепляются в Федеральном законе «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.* К ним относятся:
владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель и др.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 142.
Данные о мелиорированных землях подлежат внесению в государственный земельный кадастр.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, связанные с оформлением права собственности на землю, а также иными действиями по владению, пользованию и распоряжению землей в соответствии с действующим законодательством.
Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства. Важную роль в регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Российской Федерации играют указы Президента Российской Федерации. К ним в первую очередь относятся: Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»*, Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю»** и др.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.
** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4191.
Органы местного самоуправления вправе передавать землю в собственность, предоставлять землю в пользование (бессрочное или временное), а также передавать землю в аренду.
Процедура оформления прав на земельный участок начинается с поручения органа местного самоуправления (местной администрации) местному комитету по земельным ресурсам и землеустройству произвести выбор земельного участка в натуре (на местности), с участием собственника, землепользователя. После этого составляется акт выбора земельного участка и местный комитет приступает к подготовке документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Подготовленные документы представляются на рассмотрение и утверждение органа местного самоуправления (местной администрации). На основании данных документов инженер-землеустроитель местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству производит отвод земельного участка (устанавливаются межевые знаки, составляется землеустроительная документация).
Свидетельство на право собственности на землю выдается местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Свидетельство подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
В соответствии с порядком купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков сделка по купле-продаже участков совершается собственником, выступающим в роли продавца, и покупателем или уполномоченными ими лицами с оформлением договора купли-продажи (купчей).
По желанию собственника участок может быть продан с помощью местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству на конкурсе или аукционе.
Право собственности на участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей. К купчей прилагается план участка. Купчая без прилагаемого к ней плана участка не подлежит регистрации.
Право собственности покупателя на землю регистрируется органом местного самоуправления (местной администрацией). При этом документ, удостоверяющий право собственности продавца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения, а покупателю выдается документ, удостоверяющий право собственности на купленный участок*.
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2114.
Документами, подтверждающими права землепользователя и арендатора, являются соответствующие договоры (договор аренды, договор временного пользования и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»* органам местного самоуправления рекомендовано поручать районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды земли, находящейся в муниципальной собственности, а также регистрацию заключенных договоров.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Ст. 3623
С начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев)*. Однако многие вопросы регулирования земельных отношений законодательно до сих пор не решены.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.
В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений и углубления аграрной реформы на основе многообразия форм собственности на землю, равноправного развития различных форм хозяйствования Президент Российской Федерации 27 октября 1993 г. издал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором содержатся положения, касающиеся полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений.
Согласно Указу Президента Российской Федерации граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, также выдается свидетельство на право собственности с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. При этом собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду и т.д.
Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотрено, что:
соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи;
решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения;
выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройства свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи.
При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка*. В целях обеспечения прав собственников земельных долей и имущественных паев в сельскохозяйственных коммерческих организациях, участник которых добровольно приняли решение об их реорганизации а также в целях упорядочения выдачи документов, необходимых для удостоверения прав на земельные доли и имущественные паи и оформления сделок с ними Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г.**, которым были одобрены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи.
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4191.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 7. Ст. 534.
В соответствии с указанными Рекомендациями после получения пакета документов (материалов) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи, который предварительно утверждается высшим органом управления сельскохозяйственной коммерческой организации (общим собранием и т.п.), орган местного самоуправления (администрация) района:
в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли;
устанавливает сроки подготовки, оформления и выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен превышать 1 месяца со дня принятия районной администрацией решения об их выдаче.
Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству проводит в данном случае необходимые землеустроительные работы, уточняет и наносит на планово-картографический материал границы земель, на которые установлены ограничения в использовании и которые обременены правами других лиц, а также оформляет и выдает свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, и регистрирует эти свидетельства.
В целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю Президентом Российской Федерации был издан Указ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г.*, в котором (впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, в частности, что:
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.
органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе в установленном порядке увеличивают за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, представляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
договоры на передачу земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также на передачу земельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций регистрируются в установленном порядке на местах в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству;
органы местного самоуправления вправе по заявлению собственника выкупить его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и их передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции (порядок и условия выкупа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления (наряду с другими названными в Указе лицами) вправе получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям.
Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. предусматривает также, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства или выкупа земельных долей органами местного самоуправления, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей.
В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
При несогласии собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.
У казом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992г.* утвержден Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 25. Ст. 1427.
Согласно этому Указу Президента Российской Федерации не подлежат продаже: земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, пляжи); земли заповедников, памятников природы и др. Средства от продажи земельных участков в собственность направляются в местные бюджеты (80 процентов), а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.
В соответствии с Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.* органы местного самоуправления передают в собственность земельные участки в кондоминиуме в существующей застройке в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Сверхнормативная территория, в случае ее расположения в границах жилой группы или двора кондоминиума, может быть приобретена в собственность или получена в аренду наравне с помещениями в качестве самостоятельной единицы кондоминиума домовладельцами или товариществом. В случае их отказа от приобретения в собственность или получения в аренду сверхнормативных территорий последние остаются в муниципальной собственности и используются в соответствии с действующим законодательством.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2963.
Порядок приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»*. Согласно данному Указу, граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости. Органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять земельные участки под объектами недвижимости в собственность:
гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получившим объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, - бесплатно;
другим гражданам и юридическим лицам - по нормативной цене земли.
* Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № 8. Ст. 740.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность выкупа земельного участка для муниципальных нужд. Порядок выкупа установлен в главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая, согласно Федеральному закону «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г., вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.*, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1421; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст. 1860.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом который является местным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Размеры земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов, за городские (поселковые) земли определяются Законом Российской Федерации «О плате за землю».
Вместе с тем Закон закрепляет некоторые полномочия органов местного самоуправления в этой области. Так, органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных условий размещения земельных участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Органами местного самоуправления городов дифференцируются средние ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории города.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Юридические лица ежегодно представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога, который они исчисляют сами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно вручают им платежные извещения об уплате налога.
На районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложена задача обеспечивать государственные налоговые инспекции в районах, городах (районах в городах) списками юридических лиц и граждан - плательщиков земельного налога. Эту задачу они выполняют на основе данных государственного земельного кадастра. Финансирование этих работ осуществляется за счет средств, получаемых от взимания земельного налога и арендной платы за землю*. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты:
городских, поселковых, сельских муниципальных образований - за землю в пределах их границ и другие земли, переданные в их ведение;
районных муниципальных образований - за земли в границах района, за исключением земель, находящихся в ведении других муниципальных образований.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Ст. 3623.
При аренде земель, находящихся в муниципальной (или государственной) собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При этом арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»* органам местного самоуправления рекомендовано поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды, находящейся в муниципальной собственности, а также регистрацию заключенных договоров и обеспечение государственных налоговых инспекций списками арендаторов.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3623.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и т.п. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам.
Из общих поступлений платежей за землю часть средств централизуется на счетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации*. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
* Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. «О федеральном бюджете на 1996 год» установлена доля централизации средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50 процентов, из которых 30 процентов зачисляется в федеральный бюджет, а 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 21.
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли. Однако размер нормативной цены земли не должен превышать 75 процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.
Органы местного самоуправления (местная администрация) района, города могут повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка*. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Эту задачу они решают в тесном взаимодействии с государственными органами, ибо осуществление контроля в сфере земельных отношений относится к числу важнейших государственных функций. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г.**, госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 29. Ст. 3033.
** Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1994. № 2. Ст. 78.
Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют в этой области с территориальными (районными и городскими) подразделениями специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель:
принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
не допускают самовольного занятия земельных участков;
следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
обеспечивают выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; соблюдение экологических норм при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
контролируют соблюдение норм и правил планировки и застройки городов и других поселений.
Земельное и природоохранительное законодательство устанавливает различные виды правовой ответственности за его нарушение: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.
Местные подразделения (районные и городские) органов, осуществляющих госземконтроль, направляют в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, обращаются беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства и др.; вносят в органы местного самоуправления предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством, и т.д. Органы, осуществляющие госземконтроль, в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства.
Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Кроме того, органы местного самоуправления решают некоторые вопросы, связанные с использованием и охраной других природных ресурсов.
Они вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.)* в компетенцию органов местного регулирования отношений недропользования входят:
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Федерального закона «О недрах»;
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы согласно закону могут находиться в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Так, согласно Федеральному закону «О недрах» в местные бюджеты поступают:
платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципального образования;
платежи за пользование недрами в, целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
часть суммы платежей полезных ископаемых, кроме общераспространенных (30 процентов платежей за добычу углеводородного сырья и 50 процентов платежей за добычу других полезных ископаемых)*. В соответствии с действующим водным законодательством муниципальные образования являются субъектами водных отношений, т.е. отношений в области использования и охраны водных объектов.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В Российской Федерации установлена государственная собственность на водные объекты. Вместе с тем Водный кодекс Российской Федерации допускает, что в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты, т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами*. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований относится регулирование использования водных объектов местного значения.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.
Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что население оповещается о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационными законами или иными способами.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Введение в муниципальное право Глава 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения: их субъекты
- II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
- Глава 5. Основные принципы местного самоуправления § 1. Понятие основных принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
- § 9. Гласность деятельности местного самоуправления
- § 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
- § 11. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Собрания (сходы) граждан
- § 4. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы местного самоуправления
- § 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 3. Организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления
- § 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
- § 6. Муниципальная служба
- § 7. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях
- § 8. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 15. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 16. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления
- Глава 17. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 22. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области культуры
- § 3. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- § 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 24. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Приложение европейская хартия о местном самоуправлении
- Преамбула
- Понятие местного самоуправления
- Статья 4 Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 7 Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8 Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9 Источники финансирования органов местного самоуправления
- Статья 10 Право местных органов самоуправления на объединение
- Часть II
- Статья 13 Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14 Предоставление информации
- Часть III статья 15 Подписание, ратификация, вступление в силу
- Статья 16 Территориальная оговорка
- Статья 17 Денонсация
- Статья 18 Уведомления
- Оглавление