§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
Разработка и реализация планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований тесно взаимосвязаны с бюджетным процессом: формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, ибо социально-экономическое развитие территории предполагает наличие соответствующих средств и ресурсов, включая и финансовые.
Конституция Российской Федерации (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. При этом вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета не допускается за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет роль федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе в муниципальных образованиях.
Согласно Закону органы государственной власти Российской Федерации:
регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
передают им финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации;
устанавливают государственные минимальные социальные стандарты, служащие основой для формирования минимальных местных бюджетов;
компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
обеспечивают федеральные гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
передача финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных полномочий субъектов Российской Федерации;
обеспечение государственных минимальных социальных стандартов и гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Кроме того, государственные органы оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по составлению и исполнению местных бюджетов.
Составление и исполнение местного бюджета - обязанность исполнительного органа местного самоуправления (местной администрации). К ведению представительного органа местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта местного бюджета; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Проект местного бюджета составляется на основании прогноза социально-экономического развития муниципального образования, решений органов местного самоуправления, а также необходимости финансирования за счет бюджета тех или иных затрат.
Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом самоуправления (местной администрацией). В прогнозе отражаются основные тенденции и динамика социально-экономического развития муниципального образования. При этом определяются приоритетные направления расходования бюджетных средств на предстоящий финансовый год. Прогноз обеспечивает разработку исходной информации для составления проекта бюджета муниципального образования на планируемый год, в том числе финансовых показателей.
При разработке местных бюджетов органы местного самоуправления используют информационно-методические материалы, которые направляют им органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 17 Закона Московской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области» (с изменениями от 11 октября 1995 г.) администрация области разрабатывает и направляет органам местного самоуправления следующие информационно-методические материалы:
а) методическое письмо по определению показателей для расчетов нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;
б) проекты нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;
в) проектируемые объемы и формы финансовой помощи из областного бюджета;
г) размеры среднедушевого бюджетного дохода.
При формировании местных бюджетов к обязательному применению органами местного самоуправления Закон относит бюджетные нормативы:
базовые и дополнительные нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;
нормативы трансфертов, в том числе передаваемые в местные бюджеты для выполнения государственных функций на договорной основе;
нормативы формирования областного резерва непредвиденных расходов;
нормативы оборотной кассовой наличности (ст. 19).
В связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации функции межбюджетного регулирования органы местного самоуправления направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проектные показатели своих бюджетов и прогноз контингентов доходов по всем бюджетным источникам. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает и согласовывает предоставленные материалы с органами местного самоуправления с привлечением депутатов представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации. Межбюджетное регулирование, как правило, осуществляется посредством установления для местных бюджетов нормативов отчислений от федеральных регулирующих доходов и регулирующих доходов субъектов Российской Федерации, а также оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации.
Для регулирования межбюджетных отношений и выравнивания уровня доходов по местным бюджетам в составе бюджета субъекта Российской Федерации образуется фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Средства фонда передаются органам местного самоуправления безвозмездно. Так, согласно Закону Московской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области» от 11 октября 1995 г. территориями, нуждающимися в финансовой поддержке, признаются территории, у которых не хватает доходной базы, сформированной по единым базовым нормативам для осуществления минимально необходимых расходов.
Признание территории нуждающейся в финансовой помощи в Московской области производится решением областной Думы после анализа расходной части ее бюджета в администрации, в котором обязательно принимают участие представители органов местного самоуправления и депутат областной Думы, избранный по округу, включающему данную территорию. Результат анализа оформляется в виде протокола, подписанного участниками рассмотрения, и направляется в Думу.
Размер финансовой помощи (трансферт) территории, нуждающейся в поддержке, определяется как разность между минимально необходимыми расходами по территории и сформированными доходами по базовым нормативам.
Трансферт территории, нуждающейся в финансовой помощи, пересчитывается в дополнительные нормативы по регулирующим налогам для зачисления в местный бюджет.
Закон Московской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области» предусматривает, что после того, как областная Дума по представлению главы областной администрации примет областной закон об основных характеристиках областного бюджета, содержащий, в частности, нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты и объемы и формы финансовой помощи местного самоуправления, органы местного самоуправления самостоятельно утверждают свои местные бюджеты.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.* осуществляется разработка государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при разработке бюджетов предусматривать повышение расходов на социальную сферу, а также ежегодно определять финансовые нормативы формирования своих бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. До утверждения государственных социальных стандартов Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке проектов своих бюджетов применять уточненные Правительством Российской Федерации социальные нормативы и нормы. Правительство Российской Федерации должно оказывать названным выше органам содействие в применении уточненных социальных нормативов и норм. Государственные минимальные социальные стандарты должны быть установлены федеральным законом.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2666.
При формировании бюджетов различных уровней в настоящее время применяются социальные нормы и нормативы, определяющие, прежде всего, государственные гарантии в сфере труда и заработной платы, занятости, социального обеспечения. В отраслях социально-культурной сферы (образования, здравоохранения, культуры) также установлены нормативы финансовых средств. Однако они не ориентированы на обеспечение минимальных социальных норм и нормативов и не получили, по существу, практической реализации.
Государственные минимальные социальные стандарты призваны повысить уровень социальной защищенности человека, улучшить механизм реализации основных конституционных прав человека и гражданина. Введение государственных минимальных социальных стандартов, отражающих важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующих соответствующий уровень их потребления, предназначено для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели. Они будут способствовать повышению обоснованности формирования бюджетов, включая и местные бюджеты.
Местная администрация - при составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения, а представительный орган местного самоуправления - при рассмотрении и утверждении бюджета и его уточнении в ходе исполнения в пределах своих полномочий вправе:
определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
определять направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, здравоохранения, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;
объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.*
* См.: Статья 17 Закона Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 18. Ст. 635.
В доходы местных бюджетов должны зачисляться:
подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);
подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);
платежи за землю (полностью или частично);
налоги и другие платежи за пользование недрами (полностью или частично);
местные налоги и сборы;
часть доходов от государственных займов и государственной денежно-вещевой лотереи;
доходы от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей;
часть доходов от приватизации государственного имущества, доходы от приватизации муниципального имущества и др.
В ближайшее время в Российской Федерации предстоит осуществить налоговую реформу. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» в качестве одного из основных направлений реформы предусматривается развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений, указанных в приложении к упомянутому Указу Президента Российской Федерации*. При этом предусматривается, начиная с 1 января 1997 г., сокращение числа налогов (обязательных платежей) путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений. Так, в соответствии с приложением к Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. установлены минимальные значения долей поступления доходов в местные бюджеты от следующих налогов: налога на добавленную стоимость (5 процентов), налога на прибыль предприятий (5 процентов), подоходного налога с физических лиц (5 процентов), ресурсных налогов (5 процентов), экологических налогов (10 процентов), налога на землю (30 процентов), налога на имущество предприятий и организаций (40 процентов), транспортного налога (40 процентов). Кроме того, установлены минимальные поступления доходов от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия (5 процентов) и акцизов на остальные виды подакцизных товаров (10 процентов).
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 20 Ст. 2326.
Переход на предусмотренные минимальные значения долей поступления доходов в бюджеты разных уровней должен быть осуществлен в течение 1997-1998 г. по мере введения Налогового кодекса Российской Федерации и изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. В соответствии с законом они также устанавливают ставки налога на прибыль для предприятий и других объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Источники доходной части местного бюджета группируются по видам доходов: доходы от налогов и сборов; доходы в целевые бюджетные фонды; доходы, поступающие от вышестоящих уровней бюджета; планируемые дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета.
Расходы местного бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством (расходы капитального, инвестиционного характера).
В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития. К ним относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения и иные расходы.
Каждая из этих частей расходов местного бюджета утверждается представительным органом местного самоуправления отдельно.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Ассигнования на финансирование деятельности органов местного самоуправления включаются в местный бюджет в качестве самостоятельной статьи расходов.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Рассмотрение проекта годового бюджета начинается органом представительной власти не позднее чем за месяц до начала финансового года. Финансовый (бюджетный год) установлен с 1 января по 31 декабря. Процедура рассмотрения бюджета определяется представительным органом местного самоуправления. Она находит свое закрепление в регламенте представительного органа местного самоуправления.
В период рассмотрения проекта местного бюджета исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) обязан представить всю необходимую для этого информацию и вправе вносить в проект бюджета изменения.
В случае неутверждения местного бюджета в срок орган исполнительной власти местного самоуправления имеет право расходовать ежемесячно средства, поступающие в доход бюджета по направлениям и статьям расходов, утвержденным в предыдущем бюджетном периоде (финансовом году), в объеме, не превышающем объема ассигнований, запланированных для последнего месяца предыдущего бюджетного периода.
Исполнение местного бюджета производится исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией) в соответствии с принятыми бюджетными нормативами и в рамках, определенных утвержденным постатейным планом ассигнований.
Порядок исполнения местных бюджетов определяется на основе законов местной администрацией с учетом положений, содержащихся в местном бюджете, который как основной финансовый план формирования и использования денежных средств муниципального образования утверждается решением представительного органа местного самоуправления и является правовым актом.
Исполнение местного бюджета осуществляется по его доходной и расходной частям.
Исполнение доходной части местного бюджета осуществляется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Важную роль в обеспечении исполнения местного бюджета по его доходной части играют органы налоговой службы, которые осуществляют контроль за исчислением налоговых и неналоговых платежей и перечислением их в соответствующий бюджет.
Финансовую дисциплину при использовании бюджетных средств обеспечивают финансовые органы местного самоуправления.
Кассовое исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с действующим законодательством уполномоченными банками по договору с органами местного самоуправления. Оно представляет собой деятельность уполномоченного банка (кассового учреждения) по концентрации всех доходов местного бюджета и финансирование бюджетных организаций и учреждений в соответствии с ассигнованиями, выделенными им по бюджету. Так, областной закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области» от 26 января 1995 г. устанавливает, что бюджет соответствующего уровня не может иметь более одного текущего и одного расчетного счета.
Временно свободные средства бюджета могут располагаться на депозитивных счетах в различных банковских учреждениях на основании договоров, заключаемых исполнительным органом местного самоуправления с соответствующим банком, с последующим отчетом перед представительным органом власти.
Бюджетные целевые фонды могут иметь самостоятельные субсчета в банковских учреждениях в соответствии с положениями о данных фондах.
Распорядителями бюджетных кредитов по местным бюджетам являются руководители органов местного самоуправления (главные распорядители) и руководители муниципальных учреждений и организаций (нижестоящие распорядители), которые должны использовать выделенные им бюджетные средства для финансирования тех или иных расходов строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет.
Если в ходе исполнения местного бюджета федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения, которые приводят к уменьшению доходов или увеличению расходов местного бюджета, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального местного бюджета средства компенсируются данными органами власти за счет средств их бюджета.
При этом согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
В процессе исполнения бюджета исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) имеет право распределять по направлениям расходования средства, получаемые из вышестоящего бюджета, для финансирования целевых комплексных программ и компенсации дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня управления.
В процессе исполнения местного бюджета может возникнуть необходимость в уточнении бюджета в связи с недостаточностью доходов, превышением доходов запланированного уровня. В этом случае представительный орган местного самоуправления вправе поручить исполнительному органу местного самоуправления внести соответствующие изменения с последующим их утверждением представительным органом в установленные им сроки.
Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления, который самостоятельно определяет организационные формы осуществления такого контроля. Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) предоставляет представительному органу местного самоуправления информацию о ходе и прогнозах исполнения бюджета.
Представительный орган местного самоуправления, его постоянные комиссии (комитеты) вправе потребовать от исполнительного органа местного самоуправления, его финансового и других органов любую информацию, связанную с исполнением бюджета. Представительный орган вправе принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета исполнительным органом местного самоуправления.
Исполнительный орган местного самоуправления обязан осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из местного бюджета ассигнований. Исполнительный орган местного самоуправления обязан в установленный срок представить представительному органу местного самоуправления отчет об исполнении бюджета, который должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом исполнения доходов и расходования средств.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения отчета принимает соответствующее решение.
Помимо бюджетных средств органы местного самоуправления в своей деятельности используют средства муниципальных внебюджетных фондов. Муниципальные внебюджетные фонды имеют целевое назначение и образуются представительными органами местного самоуправления.
Средства этих фондов формируются за счет:
а) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;
в) сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов местного самоуправления, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
г) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
При этом налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды.
Средства внебюджетного фонда находятся на специальных счетах, открываемых местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом местного самоуправления положением о фонде.
Исполнительный орган местного самоуправления обязан в установленный срок представить представительному органу местного самоуправления отчет об использовании средств внебюджетных фондов.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает также возможность использования для финансирования решения вопросов местного значения средств, внесенных жителями муниципального образования. Решение о разовом добровольном внесении жителями средств для указанных местных нужд принимается населением непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительным органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере относятся также: право выпускать муниципальные займы и лотереи; право получать и выдавать кредиты; право создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Муниципальные займы и ценные бумаги, связанные с этими займами, органы местного самоуправления выпускают при недостаточности средств для финансового обеспечения местных программ, строительства муниципальных объектов.
Процедура эмиссии муниципальный ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются федеральными законами или в порядке, ими установленном*. Органы местного самоуправления согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг (ст. 38)**.
* См.: Статья 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 17. Ст. 1918.
** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918.
Муниципальные лотереи – лотереи, которые проводятся на территории муниципального образования и только среди населения данной территории. Муниципальные лотереи, как и все иные лотереи, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация муниципальных лотерей осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований Временного положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федераций»*. В соответствии с указанным Временным положением объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, медицины и здравоохранения, рекреации и туризма, литературы и искусства, народного творчества, приоритетных отраслей народного хозяйства, устанавливается в размере не менее 40 процентов от общего объема выручки.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 39. Ст. 3754.
В случае возникновения временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета органы местного самоуправления могут обращаться за получением краткосрочных кредитов в банки. Ссуды органам местного самоуправления предоставляются на основе договора, которым определяются конкретные условия предоставления и погашения ссуды.
В компетенцию органов местного самоуправления входит право не только получать, но и выдавать кредиты.
Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) и статье 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
1. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны, во-первых, с процессом формирования муниципальной собственности, имевшим в своей основе раздел прежней государственности собственности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В собственность муниципальных образований передавались: жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении органов местного самоуправления; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данные объекты; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) и другие объекты.
Порядок передачи объектов федеральной собственности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должен регулироваться законами.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Кроме того, в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.
Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.
2. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, во-вторых, связаны с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности.
Начало процесса приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Его правовой основой явился Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.*, а также Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Первая программа приватизации была утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г.** С учетом опыта и результатов проведения приватизации 1992-1993 гг. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. была утверждена новая Государственная программа приватизации, введенная в действие с 1 января 1994 г.*** В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков 22 июля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.**** Основные положения устанавливают цели и порядок применения положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., после завершения срока действия приватизационных чеков.
* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 28. ст. 1617
*** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994 № 1. Ст. 2.
**** Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1478.
Главными целями приватизации являются: формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; создание конкурентной среды; ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.
В соответствии с требованиями Государственной программы приватизации районные и городские комитеты по управлению имуществом разрабатывают местные программы приватизации, которые принимаются соответствующими органами местного самоуправления.
Продавцами муниципальных предприятий являются фонды имущества. Там, где фонды имущества не действуют, их функции выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом.
Конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации или комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. предусматривают, что все предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы. Первая группа включает в себя мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. не более 20 млн. рублей, подлежащие продаже по коммерческому и инвестиционному конкурсу, на аукционе. Вторая группа включает в себя все остальные предприятия, преобразуемые в акционерные общества открытого типа, акции которых могут быть реализованы и иными способами, предусмотренными Основными положениями*. В соответствии с нормативами распределения средств от приватизации, установленных Основными положениями, в местные бюджеты поступают 19 процентов при приватизации предприятий на аукционе или по конкурсу, а также при продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (по объектам муниципальной собственности), а также 75 процентов при приватизации недвижимого имущества (по объектам муниципальной собственности). Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются исключительно:
на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1478.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, касающихся полномочий местного самоуправления в области приватизации. Согласно Закону порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов муниципальной собственности должны поступать в полном объеме в местный бюджет.
3. Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, в-третьих, предполагает также осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества.
В ведении органов местного самоуправления находятся различные объекты социально-культурного, коммунально-бытового и иного назначения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов.
Органы местного самоуправления вправе сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в этой области.
Они также принимают и другие общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью:
порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду;
правила пользования земельными ресурсами;
правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, и др.
Для осуществления хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 215) часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования. Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает, что органы местного самоуправления:
определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
утверждают их уставы;
назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;
заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.
Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления в интересах населения вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Введение в муниципальное право Глава 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения: их субъекты
- II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
- Глава 5. Основные принципы местного самоуправления § 1. Понятие основных принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
- § 9. Гласность деятельности местного самоуправления
- § 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
- § 11. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Собрания (сходы) граждан
- § 4. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы местного самоуправления
- § 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 3. Организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления
- § 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
- § 6. Муниципальная служба
- § 7. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях
- § 8. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 15. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 16. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления
- Глава 17. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 22. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области культуры
- § 3. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- § 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 24. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Приложение европейская хартия о местном самоуправлении
- Преамбула
- Понятие местного самоуправления
- Статья 4 Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 7 Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8 Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9 Источники финансирования органов местного самоуправления
- Статья 10 Право местных органов самоуправления на объединение
- Часть II
- Статья 13 Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14 Предоставление информации
- Часть III статья 15 Подписание, ратификация, вступление в силу
- Статья 16 Территориальная оговорка
- Статья 17 Денонсация
- Статья 18 Уведомления
- Оглавление