logo
Муниципальное право РФ

§ 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуп­равление. Под территориальным общественным самоуправлени­ем понимается самоорганизация граждан по месту их жительст­ва на части территории муниципального образования для само­стоятельного и под свою ответственность осуществления соб­ственных интересов в вопросах местного значения непосредст­венно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Являясь частью общей системы местного самоуправления в Российской Федерации, система территориального общественно­го самоуправления включает в себя упоминавшиеся уже ранее общие собрания (сходы), конференции граждан и другие терри­ториальные формы непосредственной демократии, а также сове­ты или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, посел­ков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

В отличие от общественных объединений органы территори­ального общественного самоуправления действуют исключитель­но в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими-либо условиями (соблюдение ус­тава, уплата членских взносов и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслужи­вания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и инте­ресов.

Порядок организации и осуществления территориального об­щественного самоуправления определяется уставом муниципаль­ного образования в соответствии с законами субъектов Россий­ской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со статьей 77 Устава города Москвы, принятого Московской городской Думой 28 июня 1995 г., Типовой Устав органа территориального общественного самоуправления в городе Москве является законодательным актом города и прини­мается Думой по представлению Мэра с учетом предложений граждан и органов территориального общественного самоуправ­ления.

Органы территориального общественного самоуправления формируются, как правило, путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправ­ления. Однако общие собрания (сходы) или конференции жите­лей могут устанавливать и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления содействуют органам территориально­го общественного самоуправления в осуществлении их полномо­чий. Таким образом, речь идет не о руководстве органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления, а о возможном их сотрудничестве и взаимодей­ствии.

Вместе с тем многие уставы муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления отдельных вопросов на разрешение органов тер­риториального общественного самоуправления. При этом воз­можно также установление сферы совместного ведения органов местного самоуправления с органами территориального общест­венного самоуправления населения с согласия последних, а также установление перечня вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

Так, в соответствии с Законом Московской области «О мест­ном самоуправлении в Московской области» органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления с их согласия. Однако органам территориального общественного само­ управления не могут передаваться полномочия по принятию пра­вовых актов. Регистрация органов территориального обществен­ного самоуправления осуществляется органами муниципального образования в установленном ими порядке*.

* Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 27.

В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами, осуществлять экономическую деятель­ность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресур­сы, которые образуются за счет доходов от экономической дея­тельности, добровольных взносов и пожертвований и других поступлений.

Приближенность органов территориального общественного самоуправления к населению, простота порядка их формирова­ния и, главное, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют необходимость последовательного повыше­ния их роли в системе местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27), наряду с предусмотренными этим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоопределение), граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федераль­ным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4