logo
Муниципальное право РФ

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является «самостоятельная и под свою ответственность» деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно прежде всего обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения - ос­новного субъекта прав местного самоуправления. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в за­конодательстве о местном самоуправлении. Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответ­ственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяет население муниципального образования в уставе му­ниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления перед населением: утрата доверия населе­ния. Эта правовая категория - «утрата доверия населения» - является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

Федеральный закон не определяет порядка и условий ответст­венности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они уста­навливаются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь примени­тельно к выборным органам местного самоуправления и выбор­ным должностным лицам местного самоуправления, ибо они по­лучают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство знают следую­щие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум; отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе (закон не исключает в принципе возможность того, чтобы представитель­ный орган поставил вопрос о доверии к себе по собственной инициативе) или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Процедурные вопросы на­значения и проведения местного референдума определяются му­ниципальным образованием с учетом закона субъекта Россий­ской Федерации о местном референдуме.

Институт отзыва населением депутата, члена выборного орга­на местного самоуправления, выборного должностного лица мест­ного самоуправления, как средства реализации законодательных норм об ответственности данных выборных лиц, может быть, согласно статье 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции», предусмотрен в уставе муниципального образования. В этом случае муниципальное образование с учетом законодатель­ства субъектов Российской Федерации определяет процессуаль­ный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою долж­ность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местно­го самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых насе­ление уполномочило выражать и защищать свои интересы. На­пример, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 16), глава муниципального образования (должность которого население вправе предусмотреть в уставе муниципального обра­зования) может быть избран представительным органом, которо­му он подотчетен. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муни­ципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправ­ления. Наиболее распространенной формой такого контроля яв­ляются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправ­ления перед населением. Федеральный закон «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» предусматривает, что подотчетность органов и долж­ностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований (ст. 16, 17).

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4