§ 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Государство также гарантирует на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые*. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.
* См.: Статья 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
Компетенция органов местного самоуправления в области образования, включая и исключительные полномочия органов местного самоуправления в этой сфере, закрепляется Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.)*, а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образованием, определяют их структуру и полномочия. В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).
Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документы об уплате регистрационного сбора. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.
Закон «Об образовании» в числе учредителей образовательного учреждения называет органы местного самоуправления, к исключительным полномочиям которых относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и назначение их руководителей, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях или решением органа местного самоуправления. Притом ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов обеспечиваемых данным учреждением*. Органы местного самоуправления решают вопросы материально-финансовой базы образовательных учреждений. Они осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. При этом они осуществляют контроль за использованием государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования, а также контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений.
* См.: Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 19. Ст. 2221.
К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования в пределах государственных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Поэтому государство гарантирует защищенность соответствующих расходных статей местных бюджетов.
Финансирование должно осуществляться согласно закону на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.
Негосударственные общеобразовательные учреждения (частные и др.) получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.
Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений.
Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», полностью компенсируется государством.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующими нормативами принимают меры к обеспечению стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции регулируют отношения собственности в системе образования.
Объекты собственности, закрепленные за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений. За ними также закрепляются земельные участки в бессрочное бесплатное пользование. При этом государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Федеральными законами «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1996 г.* предусмотрено ввести мораторий сроком на три года на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе: жилые помещения, расположенные в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль; жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности; клинические базы учреждений медицинского образования. Мораторий вводится в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1922.
Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на собственных территориях, возможность выбора общеобразовательного учреждения. При этом закон «Об образовании» возлагает на органы местного самоуправления ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.
Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в соответствии с законом устанавливает учредитель. Этот порядок должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В этих целях действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления согласно закону организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.
Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам и т.д.). Однако данные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются в бюджет.
Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспечивается светский характер образования и запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).
Органы местного самоуправления оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г. * органам местного самоуправления рекомендовано:
предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи;
предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещением школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2470.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о премиях Президента Российской Федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования» * органы местного самоуправления вправе выдвигать работы на соискание премий в области образования.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 13. Ст. 1302.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Введение в муниципальное право Глава 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения: их субъекты
- II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
- Глава 5. Основные принципы местного самоуправления § 1. Понятие основных принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
- § 9. Гласность деятельности местного самоуправления
- § 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
- § 11. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Собрания (сходы) граждан
- § 4. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы местного самоуправления
- § 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 3. Организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления
- § 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
- § 6. Муниципальная служба
- § 7. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях
- § 8. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 15. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 16. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления
- Глава 17. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 22. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области культуры
- § 3. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- § 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 24. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Приложение европейская хартия о местном самоуправлении
- Преамбула
- Понятие местного самоуправления
- Статья 4 Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 7 Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8 Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9 Источники финансирования органов местного самоуправления
- Статья 10 Право местных органов самоуправления на объединение
- Часть II
- Статья 13 Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14 Предоставление информации
- Часть III статья 15 Подписание, ратификация, вступление в силу
- Статья 16 Территориальная оговорка
- Статья 17 Денонсация
- Статья 18 Уведомления
- Оглавление