Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
1. Деятельность органов местного самоуправления в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования системы расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городских, сельских поселений и других муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктур.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г.*, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.**, а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 32. Ст. 1877.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4473.
Объектами деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства являются территория муниципального образования (района, города, поселка, станицы и т.д.), часть территории муниципального образования (жилые районы, зоны, кварталы, участки застройки), а также системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций, парки, архитектурные комплексы, памятники истории и культуры и др.
Органы местного самоуправления в процессе осуществления своих полномочий в области строительства вступают во взаимоотношения с гражданами, организациями, предприятиями, юридическими лицами и иными субъектами, выступающими в качестве заказчиков, инвесторов, застройщиков, разработчиков градостроительной документации, исполнителей работ, а также взаимодействуют в этой сфере с государственными органами.
Органы местного самоуправления в области строительства осуществляют следующие основные функции:
разработку, утверждение и реализацию проектов на строительство с учетом планов и программ развития территории муниципального образования, прогнозов ресурсного потенциала территории и согласование их с государственными органами, осуществляющими функции контроля и надзора в этой области;
осуществление прав заказчика в градостроительной деятельности;
решение (или участие в решении) вопросов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
выдачу в установленных законом случаях разрешения на строительство на своей территории;
осуществление в пределах своей компетенции контроля в сфере строительства.
Специфика муниципальных образований (района, города, поселка, станицы и др.) отражается на полномочиях органов местного самоуправления в этой сфере, их структуре.
За исключением небольших поселковых и сельских муниципальных образований органы местного самоуправления имеют в своей структуре органы, ведающие вопросами архитектуры и строительства, которые возглавляют главные архитекторы.
Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» кандидатура главного архитектора должна отбираться в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов, имеющих лицензии, и утверждаться соответствующим органом местного самоуправления. В городах и иных поселениях с населением менее 50 тыс. жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях при отсутствии архитекторов, имеющих лицензии, должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование (ст. 22).
Органы местного самоуправления районных (уездных) муниципальных образований разрабатывают схемы и проекты районной планировки. В этой работе помимо районного архитектора принимают участие по вопросам своей компетенции комитет по земельным ресурсам и землеустройству, главный санитарный врач района, другие заинтересованные государственные службы и инспекции, а также территориальная проектная организация.
В районной планировке рассматриваются и разрешаются основные вопросы размещения и развития объектов района. Она выступает в качестве связующего звена между социально-экономическим планированием развития территории и строительным планированием. Районная планировка определяет основы территориальной организации района, разрешает вопросы размещения и развития объектов социальной и производственной инфраструктуры района. При этом учитываются и предусматриваются перспективы развития линий энергопередач, сети газопроводов, организация транспортных и иных коммуникаций.
На основе схемы и проекта районной планировки разрабатываются генеральные планы, проекты планировки и застройки отдельных населенных пунктов, входящих в состав районного муниципального образования.
К ведению городских муниципальных образований относятся вопросы разработки и утверждения следующих градостроительных документов: генерального плана города, проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов в городе, микрорайонов, проектов инженерных сооружений и благоустройства, а также правил застройки города.
Каждый вид градостроительной документации имеет свой порядок утверждения и согласования, проведения соответствующей экспертизы. Например, государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Объектами государственной экологической экспертизы являются все виды градостроительной документации, в том числе:
схемы и проекты районной планировки;
генеральные планы городов, других поселений и их систем;
проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.
Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение в нее изменений осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.
Генеральный план города, другого поселения, - это основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Генеральные планы городов разрабатываются обычно на расчетный срок в 25-30 лет. Весь комплекс мероприятий по разработке и согласованию с соответствующими государственными органами проекта генерального плана и других проектов планировки и застройки осуществляет исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) и прежде всего отдел (управление) главного архитектора, который осуществляет руководство планировкой и застройкой.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления:
утверждают проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета;
выступают заказчиком на строительство муниципальных объектов;
организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения;
выдают разрешение на строительство на территории муниципального образования всех объектов производственного назначения.
В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение.
Однако строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
По закону разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в орган местного самоуправления и (или) в суд.
Лицо, виновное в строительстве без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной застройки или привести земельный участок в первоначальное состояние.
К административной ответственности может быть привлечено и должностное лицо органа местного самоуправления за нарушение порядка выдачи разрешения на строительство.
Граждане, юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство объекта, для которого требуется разрешение на строительство, обязаны иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства. Основанием для выдачи задания является решение органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится в муниципальной собственности.
Контроль в области строительства осуществляется прежде всего инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора. Органы местного самоуправления обладают следующими контрольными полномочиями в этой сфере:
приостановлением строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов и правил застройки;
утверждением актов о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения;
участием в приемке в эксплуатацию других законченных строительством объектов.
2. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений, осуществляют муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в этой сфере.
Осуществляя строительство, реконструкцию и ремонт дорог местного значения, органы местного самоуправления на договорной основе привлекают к этой работе предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования, но не входящие в состав муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают также предприятия и организации к транспортному обслуживанию населения. Они утверждают маршруты и графики движения местного транспорта.
Содержание, ремонт, реконструкция автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) осуществляются с помощью средств, аккумулируемых в дорожных фондах: Федеральном дорожном фонде и территориальных дорожных фондах, к числу которых относятся дорожные фонды субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе вводить налог на перепродажу автомобилей, сбор за парковку автотранспорта на территории муниципального образования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Введение в муниципальное право Глава 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения: их субъекты
- II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
- Глава 5. Основные принципы местного самоуправления § 1. Понятие основных принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
- § 9. Гласность деятельности местного самоуправления
- § 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
- § 11. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Собрания (сходы) граждан
- § 4. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы местного самоуправления
- § 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 3. Организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления
- § 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
- § 6. Муниципальная служба
- § 7. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях
- § 8. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 15. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 16. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления
- Глава 17. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 22. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области культуры
- § 3. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- § 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 24. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Приложение европейская хартия о местном самоуправлении
- Преамбула
- Понятие местного самоуправления
- Статья 4 Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 7 Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8 Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9 Источники финансирования органов местного самоуправления
- Статья 10 Право местных органов самоуправления на объединение
- Часть II
- Статья 13 Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14 Предоставление информации
- Часть III статья 15 Подписание, ратификация, вступление в силу
- Статья 16 Территориальная оговорка
- Статья 17 Денонсация
- Статья 18 Уведомления
- Оглавление