§ 6. Муниципальная служба
Понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для нашего законодательства.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти - местных Советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. разграничил государственную службу и муниципальную службу, определив государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3).
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования. Муниципальная служба - это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста. А это в свою очередь служит повышению эффективности: как муниципальной, так и государственной службы. Следует также учитывать, что органы местного самоуправления могут осуществлять в соответствии с законом отдельные государственные полномочия.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает в статье 1 определение муниципальной службы, под которой закон понимает профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Важное значение для понимания природы муниципальной службы имеет определение должностного лица, также содержащееся в статье 1 Закона. Под должностным лицом Закон понимает выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
Статья 21 Закона определяет, кто является муниципальными служащими: это лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.
Таким образом, можно заключить: муниципальный служащий - это лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий и не относящееся к категории государственных служащих.
Основными задачами муниципальной службы являются:
а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; г) защита прав и законных интересов муниципального образования.
Муниципальная служба основана на принципах: а) законности; б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления; в) равного доступа граждан к должностям муниципальной службы в соответствии с профессиональной подготовкой, способностями, достижениями по службе; г) подконтрольности должностных лиц местного самоуправления, их ответственности перед населением муниципального образования; д) гласности в осуществлении муниципальной службы; е) профессионализма и компетентности муниципальных служащих; ж) социальной и правовой защищенности муниципальных служащих; з) внепартийности муниципальной службы.
Муниципальное образование в соответствии с закрепляемой в его уставе структурой муниципальных органов имеет штатное расписание муниципальных должностей.
Муниципальные служащие согласно законодательству о муниципальной службе должны классифицироваться по группам. К лицам, замещающим муниципальную должность, предъявляются соответствующие квалификационные требования. Среди муниципальных служащих Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяет две категории должностных лиц местного самоуправления: а) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (это может быть глава муниципального образования или иное лицо, наделенное уставом муниципального образования соответствующими полномочиями); б) должностное лицо местного самоуправления, замещающее муниципальную должность путем заключения контракта (трудового договора) и наделенное по должности организационно-распорядительными полномочиями (например, руководители структурных подразделений администраций).
Штатное расписание муниципальных должностей включает и иные муниципальные должности. Кроме того, в целях технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления их штатное расписание может включать должности, не относящиеся к муниципальным должностям.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие принципы правового регулирования муниципальной службы.
Закон предусматривает, что на федеральном уровне должен быть принят закон об основах муниципальной службы (ст. 4). В нем должны быть установлены общие принципы организации и деятельности муниципальной службы, определены ее задачи, роль и основные функции по осуществлению местного самоуправления, основы правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области муниципальной службы.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
До принятия Федерального закона об основах муниципальной службы согласно статье 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральном законодательством для государственных служащих. Ограничения, связанные с государственной службой и распространяющиеся в настоящее время на муниципальных служащих, содержатся в статье 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». К ним относятся ограничения, запрещающие: а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; в) принимать участие в забастовках; г) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В органах местного самоуправления, как и в государственных органах, нельзя образовывать структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. В законе содержатся и некоторые другие ограничения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Введение в муниципальное право Глава 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения: их субъекты
- II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2. Научная дисциплина муниципального права § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия Глава 4. Понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
- Глава 5. Основные принципы местного самоуправления § 1. Понятие основных принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
- § 9. Гласность деятельности местного самоуправления
- § 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
- § 11. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6. Функции местного самоуправления § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Собрания (сходы) граждан
- § 4. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы местного самоуправления
- § 5. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III. Основы местного самоуправления
- Глава 11. Правовая основа местного самоуправления § 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования
- Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- Глава 13. Организационные основы местного самоуправления § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 3. Организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления
- § 5. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
- § 6. Муниципальная служба
- § 7. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях
- § 8. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления Глава 15. Предметы ведения местного самоуправления § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 16. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления
- Глава 17. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 22. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области образования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области культуры
- § 3. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
- § 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка
- Раздел V. Гарантии местного самоуправления Глава 24. Понятие и система гарантий местного самоуправления § 1. Понятие гарантий местного самоуправления
- § 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Приложение европейская хартия о местном самоуправлении
- Преамбула
- Понятие местного самоуправления
- Статья 4 Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 7 Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8 Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9 Источники финансирования органов местного самоуправления
- Статья 10 Право местных органов самоуправления на объединение
- Часть II
- Статья 13 Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14 Предоставление информации
- Часть III статья 15 Подписание, ратификация, вступление в силу
- Статья 16 Территориальная оговорка
- Статья 17 Денонсация
- Статья 18 Уведомления
- Оглавление