logo
Муниципальное право РФ

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации закрепляет несколько групп ор­ганизационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

Первая из них включает формы непосредственной демокра­тии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого воле­изъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирова­ние всех важнейших звеньев системы местного самоуправле­ния - его органов. Имея это в вид, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществле­нии местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Другую группу организационных форм местного самоуправле­ния составляют выборные и другие органы местного самоуправ­ления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответ­ствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопро­сы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом*.

* См.: Фадеев В.И. Муниципальное право России, М.: Юрист, 1994. С. 37.

Отдельную группу составляют организационные формы учас­тия населения в осуществлении местного самоуправления, цент­ральное место в которой занимает территориальное обществен­ное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосред­ственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они транс­формируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4