logo
Муниципальное право РФ

§ 9. Гласность деятельности местного самоуправления

Гласность - важный элемент демократической системы уп­равления обществом и государством. С помощью гласности обес­печивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

Способы обеспечения гласности нашли свое правовое закреп­ление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает обязанность органов местного само­управления обеспечить получение гражданами полной и досто­верной информации о своей работе. Осуществление этого важ­нейшего требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Кроме того, Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации»).

В-третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами пол­ной и достоверной информацией о своей деятельности предпола­гает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время мест­ными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муници­пальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой ин­формации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного само­управления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. устанавливает перечень сведений, относимых к государ­ственной тайне. К государственной тайне согласно статье 5 дан­ного Закона могут быть отнесены, в частности, сведения о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (задани­ях) государственного оборонного заказа и др. Закон также уста­навливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожа­ющих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Статья 6 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации и содержания муници­пальной информационной службы, а также создания условий для деятельности средств массовой информации муниципального об­разования.

В соответствии с Федеральным законом «Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 24 ноября 1995 г. в целях обеспечения конституционного права граждан на получе­ние своевременной и объективной информации, информацион­ного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется эко­номическая поддержка районных (городских) газет. Экономичес­кая поддержка оказывается районным (городским) газетам, вне­сенным в Федеральный реестр районных (городских) газет, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие мате­риально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной поч­товой связи).

Последовательное осуществление принципа гласности в дея­тельности органов местного самоуправления создает необходи­мые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно статье 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., обязывает органы местного самоуправления рассматри­вать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытом заседании с участием пред­ъявителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявления­ми, жалобами. Статья 26 Федерального закона «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 28 августа 1995 г. закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по су­ществу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4