logo
Муниципальное право РФ

§ 4. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Конституция Российской Федерации, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует охрану труда в Российской Федерации, право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государствен­ные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В реализации этих важнейших государственных задач актив­ную роль играют органы местного самоуправления, к ведению которых Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение социальной поддержки и содействие занятости на­селения.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправ­ления в сфере социальной защиты населения также составляют: Закон Российской Федерации «О занятости населения в Россий­ской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.)*, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации» от 10 декабря 1995 г.**, Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и ин­валидов» от 2 августа 1995 г.***, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г.****, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.*****, а также другие законодательные акты.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872.

*** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.

**** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168.

***** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.

Функции социальной защиты, социального обслуживания на­селения в Российской Федерации осуществляют прежде всего специальные государственные органы и службы: Федеральная государственная служба занятости, территориальные органы ко­торой не являются структурными подразделениями органов мест­ного самоуправления; государственная система социальных служб, состоящая из государственных предприятий и учрежде­ний социального обслуживания, и др.

В законодательном порядке устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правитель­ством Российской Федерации, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», утверждаются государственные стандарты социаль­ного обслуживания, которые обязательны для социальных служб, независимо от форм собственности, на всей территории Россий­ской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государ­ственных пенсий осуществляют местные органы социальной за­щиты населения.

Органы местного самоуправления из собственных и привле­ченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пен­сиям и пособиям.

Органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения - одного из направлений деятельности по социальной защите населения, содействуют раз­витию сети учреждений социального обслуживания, порядок со­здания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, со­гласно Федеральному закону «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные цент­ры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и под­ростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; цент­ры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пре­бывания; специальные дома для одиноких престарелых; стацио­нарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.), иные учреждения, предо­ставляющие социальные услуги.

Значительная часть этих учреждений входит в государствен­ную систему социальных служб, управление которой осуществля­ют федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Вместе с тем действующее законодательство о социальном обслуживании населения предполагает формирование и развитие муниципального сектора социального обслуживания населения, также деятельность в этой сфере предприятий и учреждений иных форм собственности.

Муниципальный сектор социального обслуживания населения должен включать местные органы управления социальным обслу­живанием и учреждения муниципального подчинения, предостав­ляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают кон­троль за соблюдением государственных стандартов качества со­циального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления должны предоставлять му­ниципальным учреждениям социального обслуживания помеще­ния для организации социального обслуживания, а также выде­лять площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Организационную, практическую и координационную дея­тельность по оказанию различных видов социальных услуг долж­ны осуществлять муниципальные центры социального обслужи­вания. Они являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания и создаются органами местного само­управления на подведомственных территориях.

Муниципальные центры социального обслуживания призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обес­печивать их предоставление.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться цехи, производственные мастерские, под­собные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.

Органы местного самоуправления должны создавать муниципальный жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания.

Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в качестве дотаций на содержание сети учреж­дений социального обслуживания, на развитие социального об­служивания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных госу­дарством социальных услуг. Размер дотаций должен ежегодно определяться при утверждении соответствующих бюджетов Пра­вительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*. Согласно Федерально­му закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслужива­ния - как муниципальные, так и иные - пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной сис­теме социальных служб предоставляется в объемах, определяе­мых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социаль­ных служб оказываются в порядке, установленном Правительст­вом Российской Федерации.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самосто­ятельно.

Социальное обслуживание осуществляется на основании об­ращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Важное место в деятельности органов местного самоуправле­ния по социальному обслуживанию населения занимает социаль­ное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Фе­деральный закон «О социальном обслуживании граждан пожило­го возраста и инвалидов» к числу основных принципов деятельности в этой сфере относит ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти) за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается в соответствии с Законом возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социаль­ных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных государством социаль­ных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. Он включает: а) услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и ин­валидам, проживающим в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по ор­ганизации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-тру­довой реабилитацией, правовые услуги и др.); б) услуги, предо­ставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной ут­раты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и др.); в) до­полнительные услуги, оказываемые специализированными отде­лениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных цент­рах социального обслуживания или при органах социальной за­щиты населения (социально-медицинское обслуживание на дому); г) услуги, предоставляемые отделениями срочной социаль­ной помощи, создаваемые при органах социальной защиты насе­ления или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке - содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и др.); д) услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства (услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и др.)*. Правитель­ство Российской Федерации утвердило своим постановлением от 8 июня 1996 г. Примерное положение об учреждениях социаль­ной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий**, которым предусмотрено, что расходы на содержание данных учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 4798.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3025.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и ин­валидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по догово­рам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добро­вольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов» органы мест­ного самоуправления:

сохраняют за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального об­служивания, жилые помещения в домах муниципального жилищ­ного фонда, занимаемые ими по договору найма или аренды, в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении;

обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационар­ных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиро­тами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору (ст. 12).

Деятельность органов местного самоуправления в области со­циальной защиты ветеранов и инвалидов определяется также в Федеральном законе «О ветеранах», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», хотя расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых этими законами ветеранам и инвалидам, производятся в первую очередь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осу­ществляется за счет средств соответствующих местных бюд­жетов.

В соответствии с законом органы местного самоуправления:

определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов;

определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидам Великой Отечественной войны для жилищного строительства;

бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечест­венной войны (инвалидам войны I группы вне очереди), а также обеспечивают реализацию других мер социальной защиты инва­лидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых дейст­вий на территориях других государств, участников Великой Оте­чественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.

Меры социальной защиты инвалидов, осуществляемые орга­нами местного самоуправления, предусмотрены также Федераль­ным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом, инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании; они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной ком­наты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации*. Органы местного само­управления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслужи­вания инвалидов, а также предпринимают иные меры, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации».

* Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 10. Ст. 947.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции участвуют в социальной поддержке семьи, материнства и Детства, которые находятся под защитой государства.

В последние годы на федеральном уровне были приняты законодательные, иные нормативные правовые акты, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере.

Указами Президента Российской Федерации были утвержде­ны: Основные направления государственной семейной политики от 14 мая 1996г.*, Основные направления государственной поли­тики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) от 14 сентября 1995г.** Правительство Российской Федерации поста­новлением от 8 января 1996г. утвердило Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации. Кроме того, на федеральном уровне приняты и реализуются целевые программы, направленные на решение задач в сфере охраны семьи, материн­ства и детства.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2460.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.

Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следу­ющих общегосударственных задач:

обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

улучшение охраны здоровья семьи;

увеличение помощи семье в воспитании детей;

содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

поддержка деятельности женских, молодежных, детских об­щественных организаций;

развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, уч­реждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах.

В целях координации муниципальной деятельности в сфере охраны семьи, материнства и детства в структуре органов мест­ного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, семьи и детей. Органы местного самоуправ­ления вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

Органы местного самоуправления создают условия и оказыва­ют поддержку развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости. Они стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лаге­рей. В последние годы наметились негативные тенденции, отра­жающие кризисные явления в семье, обществе: возрождение детской беспризорности как социального явления, обострение проблем социального сиротства, угрожающий рост детской и подростковой преступности, которые также должны учитываться органами местного самоуправления в их практической деятель­ности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. утвержден Порядок организации централизован­ного учета детей, оставшихся без попечения родителей*, в соот­ветствии с которым органы местного самоуправления (выполняю­щие функции органов опеки и попечительства) осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Данный учет необходим в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

* Российская газета. 1996 г. 15 авг.

Одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17 июля 1996г.* Согласно данному Поло­жению орган опеки и попечительства заключает договор с при­емными родителями и выдает им удостоверение установленного образца.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3721.

Органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемного ребен­ка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приоб­ретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, ма­газинам, снабжающим образовательные учреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г*.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст. 3936.

Органы местного самоуправления осуществляют ряд полномо­чий, закрепляемых Семейным кодексом Российской Федерации*. Органы местного самоуправления, при наличии уважительных причин, вправе разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечитель­ства, предусмотренные Семейным кодексом Российской Феде­рации.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

Переход к рыночной экономике, осуществляемый в нашем государстве, выдвинул перед органами местного самоуправления проблемы обеспечения социальной защиты в области занятости населения. Эту функцию органы местного самоуправления осу­ществляют, основываясь на Законе Российской Федерации «О за­нятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.), в тесной связи с органами государственной службы занятости.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сочетание самостоя­тельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости насе­ления с согласованностью их действий при реализации федераль­ной программы содействия занятости населения*. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе:

в случаях массового высвобождения работников и затрудне­ний в их дальнейшем трудоустройстве по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представи­тельных органов работников приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов;

принимать решения, предусматривающие иные, не противоречащие закону, условия и порядок выплаты пособия по безра­ботице, прохождения безработными перерегистрации и другие меры, направленные на усиление социальной защищенности граждан;

организовывать по предложению и при участии органов служ­бы занятости в целях обеспечения временной занятости населе­ния проведение оплачиваемых общественных работ в организа­циях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

Кодекс законов о труде Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления осуществлять квотиро­вание рабочих мест для трудоустройства молодежи. В соответст­вии со статьей 181 КЗоТа Российской Федерации работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих труд­ности в поисках работы (сирот, выпускников детских домов и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой орга­нами местного самоуправления.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4