Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
Одним из обязательных элементов порядка подготовки правил землепользования и застройки теперь является комиссия по подготовке таких правил.
Раньше заказчиком правил землепользования и застройки являлась администрация муниципалитета, именно – местный орган архитектуры и градостроительства, который и обеспечивал разработку проекта. Сегодня же, администрация муниципального образования также является заказчиком правил, но обязана создать специальную комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ). Состав и порядок деятельности комиссии утверждается главой местной администрации.
Практика разработки правил землепользования и застройки РосНИПИ Урбанистики показывает, что администрации городов не торопятся создавать у себя эти комиссии, оставляя функции по обеспечению подготовки правил органам архитектуры и градостроительства. Это обстоятельство прямо противоречит Градостроительному кодексу РФ, так как Кодекс применяется к отношениям по градостроительному зонированию, возникшим после введения его в действие (ст. 9 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ), следовательно, обеспечивать разработку правил должна специальная комиссия, а не орган архитектуры и градостроительства.
В целях соблюдения обязательных требований федерального законодательства, представляется целесообразным начинать подготовку проекта правил землепользования и застройки с разработки положения о комиссии по подготовке правил.
Одним из потенциально конфликтных вопросов является вопрос о составе комиссии по подготовке правил застройки, ведь от того, кто в неё войдёт, во многом зависит первоначальное содержание документа (которое, кстати, почти всегда является основой для утверждения любого документа).
Есть несколько мнений по этому поводу, в частности: в комиссию должны входить работники администрации муниципального образования, члены местного представительного органа (депутаты), представители населения и бизнеса. Весь процесс подготовки будет «контролироваться» сразу всеми заинтересованными сторонами, как со стороны власти, так и со стороны общества и бизнеса; появляется возможность учесть интересы всех заинтересованных сторон.
На наш взгляд, такой состав комиссии только затормозит процесс подготовки правил, так как «копья начнут ломаться» в самом начале разработки документа.
Одним из принципов градостроительного законодательства является следующий: участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (абз. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ). Этот принцип может реализовываться как прямо (участие самих граждан и их объединений), так и опосредованно (через избираемых населением депутатов).
В комиссию должны входить только сотрудники администрации муниципального образования – исполнительно-распорядительного органа; в неё не входят ни депутаты представительного органа муниципального образования, ни граждане. При подготовке проекта правил застройки, у граждан есть возможность в течение всего хода подготовки направлять предложения по содержанию проекта правил застройки в комиссию, которая обязана эти предложения рассматривать и в случае отклонения мотивировать своё решение. Более того, обязательным этапом разработки правил застройки являются публичные слушания по проекту правил; на публичных слушаниях у граждан также есть возможность реализовать своё право на участие в осуществлении градостроительной деятельности. Следует отметить, что комиссия обязана информировать население муниципального образования о процессе подготовки правил, например, в соответствии с этапами разработки правил; она может публиковать предварительные варианты правил, отдельных глав и т.п.
Представительный орган муниципального образования утверждает правила землепользования и застройки. Но перед утверждением он эти правила рассматривает и может отправить на доработку.
Таким образом, по нашему мнению, ни граждане, ни депутаты не остаются в стороне от подготовки правил застройки. Смотри ч. 11-16 ст. 31; ч. 1,2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ.
В главе 7 Закона Рязанской области о градостроительной деятельности «Состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки» вопрос решён следующим образом:
«Статья 28. Состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
2. В состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее – Комиссия) могут входить руководители соответствующих структурных подразделений местной администрации, представители представительного органа местного самоуправления, представители государственных органов надзора и контроля, а также представители проектных и эксплуатирующих организаций, средств массовой информации, религиозных и общественных организаций, иные представители.
3. В состав Комиссии могут входить также представители Рязанской областной Думы и Правительства Рязанской области по согласованию.
4. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки утверждаются состав и порядок деятельности Комиссии.
Статья 29. Порядок формирования Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
1. Порядок формирования Комиссии определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
2. Председателем Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки может быть назначен руководитель местного органа архитектуры и градостроительства, если иное не установлено муниципальным правовым актом.
Статья 30. Порядок деятельности Комиссии.
1. Заседания Комиссии являются открытыми.
2. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
3. На заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители соответствующих территориальных органов общественного самоуправления, действующих на территориях расположения рассматриваемых объектов недвижимости.
4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
5. Протоколы заседаний Комиссии являются открытыми для всех заинтересованных лиц».
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание