logo search
Территориальное_планирование_пр2

Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)

Одним из обязательных элементов порядка подготовки правил землепользования и застройки теперь является комиссия по подготовке таких правил.

Раньше заказчиком правил землепользования и застройки являлась администрация муниципалитета, именно – местный орган архитектуры и градостроительства, который и обеспечивал разработку проекта. Сегодня же, администрация муниципального образования также является заказчиком правил, но обязана создать специальную комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ). Состав и порядок деятельности комиссии утверждается главой местной администрации.

Практика разработки правил землепользования и застройки РосНИПИ Урбанистики показывает, что администрации городов не торопятся создавать у себя эти комиссии, оставляя функции по обеспечению подготовки правил органам архитектуры и градостроительства. Это обстоятельство прямо противоречит Градостроительному кодексу РФ, так как Кодекс применяется к отношениям по градостроительному зонированию, возникшим после введения его в действие (ст. 9 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ), следовательно, обеспечивать разработку правил должна специальная комиссия, а не орган архитектуры и градостроительства.

В целях соблюдения обязательных требований федерального законодательства, представляется целесообразным начинать подготовку проекта правил землепользования и застройки с разработки положения о комиссии по подготовке правил.

Одним из потенциально конфликтных вопросов является вопрос о составе комиссии по подготовке правил застройки, ведь от того, кто в неё войдёт, во многом зависит первоначальное содержание документа (которое, кстати, почти всегда является основой для утверждения любого документа).

Есть несколько мнений по этому поводу, в частности: в комиссию должны входить работники администрации муниципального образования, члены местного представительного органа (депутаты), представители населения и бизнеса. Весь процесс подготовки будет «контролироваться» сразу всеми заинтересованными сторонами, как со стороны власти, так и со стороны общества и бизнеса; появляется возможность учесть интересы всех заинтересованных сторон.

На наш взгляд, такой состав комиссии только затормозит процесс подготовки правил, так как «копья начнут ломаться» в самом начале разработки документа.

Одним из принципов градостроительного законодательства является следующий: участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (абз. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ). Этот принцип может реализовываться как прямо (участие самих граждан и их объединений), так и опосредованно (через избираемых населением депутатов).

В комиссию должны входить только сотрудники администрации муниципального образования – исполнительно-распорядительного органа; в неё не входят ни депутаты представительного органа муниципального образования, ни граждане. При подготовке проекта правил застройки, у граждан есть возможность в течение всего хода подготовки направлять предложения по содержанию проекта правил застройки в комиссию, которая обязана эти предложения рассматривать и в случае отклонения мотивировать своё решение. Более того, обязательным этапом разработки правил застройки являются публичные слушания по проекту правил; на публичных слушаниях у граждан также есть возможность реализовать своё право на участие в осуществлении градостроительной деятельности. Следует отметить, что комиссия обязана информировать население муниципального образования о процессе подготовки правил, например, в соответствии с этапами разработки правил; она может публиковать предварительные варианты правил, отдельных глав и т.п.

Представительный орган муниципального образования утверждает правила землепользования и застройки. Но перед утверждением он эти правила рассматривает и может отправить на доработку.

Таким образом, по нашему мнению, ни граждане, ни депутаты не остаются в стороне от подготовки правил застройки. Смотри ч. 11-16 ст. 31; ч. 1,2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ.

В главе 7 Закона Рязанской области о градостроительной деятельности «Состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки» вопрос решён следующим образом:

«Статья 28. Состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. В состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее – Комиссия) могут входить руководители соответствующих структурных подразделений местной администрации, представители представительного органа местного самоуправления, представители государственных органов надзора и контроля, а также представители проектных и эксплуатирующих организаций, средств массовой информации, религиозных и общественных организаций, иные представители.

3. В состав Комиссии могут входить также представители Рязанской областной Думы и Правительства Рязанской области по согласованию.

4. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки утверждаются состав и порядок деятельности Комиссии.

Статья 29. Порядок формирования Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

1. Порядок формирования Комиссии определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

2. Председателем Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки может быть назначен руководитель местного органа архитектуры и градостроительства, если иное не установлено муниципальным правовым актом.

Статья 30. Порядок деятельности Комиссии.

1. Заседания Комиссии являются открытыми.

2. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.

3. На заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители соответствующих территориальных органов общественного самоуправления, действующих на территориях расположения рассматриваемых объектов недвижимости.

4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

5. Протоколы заседаний Комиссии являются открытыми для всех заинтересованных лиц».