Принципы взаимоотношений с прессой
Первая задача, которую нужно решить муниципальному управлению, формирующему паблисити территориального планирования – как сделать тематику/проблематику этой деятельности интересной для журналистов, а значит – сделать журналистов долговременными и полноценными участниками и помощниками на всех этапах территориального планирования.
Формирования паблисити – это формирование сотрудничества.
Муниципалитет получает бесплатное паблисити, а газета – бесплатные новости. Без «подпитки» СМИ деловой информацией им уже не обойтись.
Сообщать о новостях, о результатах деятельности – это функция муниципалитетов и проектировщиков. Современная практика стала настолько сложной, что журналисты просто не увидят технические новшества или этап в развитии производства. Поэтому создающий паблисити не выдумывает новости, он просто знает, когда должна появиться новость и сообщает об этом журналисту посредством пресс-релиза, приглашений и т.п. Создатель паблисити лучше других знает о том, насколько важна данная деятельность для поднятия экономики, позитивных общественных изменений и т.д.
Даже неординарное событие останется внутренней информацией, если о нем нет сообщения в СМИ, или если оно есть только в официальном издании. Событие – только повод для паблисити, но не само паблисити. «Для того чтобы стать в редакции более желанным гостем, чем толстосум-рекламодатель, приносите им то, от чего они не смогут отказаться – новости»120.
Событие и паблисити неразрывно связаны друг с другом.
В процессе связей с общественностью в рамках территориального планирования есть обязательные события, которые одновременно являются информационными поводами:
Объявление конкурса на разработку документации территориального планирования. В рамках этого события возможно развернуть публичную дискуссию о проблемах территории, о целях и результатах планирования.
Победа в конкурсе проектной организации. Темы: презентация проектной организации, обсуждение критериев качества «продукции».
Запуск планирования. Сбор исходной информации. Актуализация темы территориальных/городских проблем. Дискуссия о значимых экономических, экологических и социальных факторах, которые необходимо учитывать в планировании. Первая констатация спорных вопросов – по поводу оценки значимости факторов.
Разработка в первом приближении концептуального замысла. Создание вариантов территориального будущего. Обсуждение предложенных направлений и вариантов территориальных изменений. Обострение дискуссии. Не нужно опасаться обострения дискуссии на стадии проектирования. Чем сложнее будет представлена общественно-политическая ситуация для проектировщиков, чем сложнее задача проектирования, тем качественнее будет результат, тем проще будет процесс публичных слушаний проекта.
Окончание разработки проекта и начало публичных слушаний.
Издание распоряжения мэра о начале публичных слушаниях.
Опубликование программы мероприятий публичных слушаний (начало, окончание, даты основных мероприятий, ориентировочная дата опубликования результатов слушаний). Темы: что такое публичные слушания, что можно и нужно сделать участникам в процессе публичных слушаний. Результаты участия в слушаниях.
Мероприятия и публикации.
Опубликование основных положений проекта в СМИ, интернете. Организация обратной связи («горячая линия», интернет-форум, общественная приемная и т.д.).
Экспозиция проекта. «Что на ней можно увидеть, куда надо смотреть».
Общественные встречи с разработчиками проекта. Темы: Проектные решения, спорные вопросы и предложения общественности.
Итоговая общегородская встреча общественности с разработчиками и представителями муниципального управления. Проектные решения, спорные и конфликтные вопросы, предложения.
Публикация протокола публичных слушаний и результатов. Обсуждаемые темы: эффективность участия жителей в обсуждении, какие проектные предложения были откорректированы в соответствии с возражениями и предложениями участников.
Решение мэра: рекомендовать законодательному органу муниципалитета утвердить проект или отправить его на доработку.
Согласования с государственными и муниципальными инстанциями, государственная экспертиза проекта. Результаты.
Утверждение проекта документа территориального планирования законодательным органом. Общественно-политические итоги всего события территориального планирования. Информация о следующих стадиях разработки градостроительной документации (Правила землепользования и застройки, проекты планировки и пр.)
Подготовка событий на всех этапах процесса территориального планирования предполагает:
– определение цели;
– определение круга участников и их функций;
– разработка детальной программы и сценария;
– подготовка необходимых условий для работы журналистов;
– составление информационного пакета.
Коммуникативные инструменты связей с общественностью
Для формирования паблисити и поддержки имиджа используют: памятные записки, пресс-релизы, статьи, репортажи, интервью, пресс-конференции. Они мало подконтрольны муниципальному управлению - редакторы решают, использовать материал или нет и в каком объеме.
Памятная записка
Рассылается редакциям газет, ТВ и радио, она приглашает журналистов принять участие в предстоящих событиях. Памятная записка отличается лаконичностью, напористым стилем, убедительной фактической аргументацией.
Первый абзац убеждает в необходимости участия в планируемых событиях. Заключительная часть памятной записки несет служебную информацию (название события, дата, время).
Приветствуется повторное оповещение по телефону тех, кто уже приглашен персонально по почте.
Пресс-релиз
Пресс-релиз – это информация, бесплатно распространяемая организациями через свои собственные отделы, службы, бюро Паблик Рилейшнз или посредством специализированных ПР-агентств. Пресс-релиз создается по канонам журналистики новостей.
Какие новости ожидает газета и какой текст способен ее заинтересовать?
Чувство нового – важнейшее качество составителей пресс-релизов.
Пресс-релиз должен представлять собой изложение нового события, которое работает на всю ПР-кампанию.
Лидер-абзац пресс-релиза (лид) несет основную идею всего текста, отвечает на вопросы «кто? что?». При этом необходимо заинтересовать читателя с первой фразы, заинтриговать его искусным сообщением части информации, подразумевая сообщение подробностей в последующих параграфах. У редакторов отделов газет, захлестываемых потоками сообщений, нет времени читать весь текст каждого; лид позволяет быстро отбирать интересные газете сюжеты. Поэтому лидер-абзац должен содержать одну мысль, которая, с одной стороны, обещает интересное сообщение, а с другой учитывает традиции и стиль газеты. В начале пресс-релиза для телеграфных агентств, аудиовизуальных СМИ важно подчеркнуть сиюминутность события: «сегодня», «только что» ...
Основной текст
Назначение основного текста – подкрепить заявленную в лидер-абзаце новость выразительными деталями.
Хороший пресс-релиз отвечает следующим качествам:
1. Воздействие (родство события и читателя, показ значения события для целевой аудитории)
2. Вызывает интерес
3. Конфликт или драматургия события
Текст строится по принципу перевернутой пирамиды: от более важной детали (подробности) к менее значительной.
Выгода, польза, ценность деятельности организации для общественности – вот что нужно показать в тексте сразу после лидер-абзаца.
Где, когда, почему, каким образом реализуется эта ценность/польза?
Аргументы должны быть изложены ясным языком, без иностранных слов, техницизмов, аббревиатур.
Одна фраза – одна идея. Втиснуть несколько идей в одно предложение – верный путь дезориентировать внимание читателя.
Ничего лишнего: многочисленные определения, красивости стиля, повторения и т.п. должны быть удалены.
В пресс-релизе не должно быть банальностей, длиннот, штампов, фактических ошибок.
«Драматургия» события фиксируется связками:
– Причины и следствия
– Преимущества и недостатки
– Проблемы и решения
Материалы для прессы:
– досье проблемы – носит тематический характер; подборка материалов по определенному вопросу;
– бэкграундер – сосредоточивает материалы, относящиеся к началу истории вопроса, подробности ситуации, ее развития, данные о главных участниках события, документы и т.п.
– пресс-релиз
– медиа-набор – несколько видов материалов, потенциально полезных для газет и журналов; предназначен для ответа на наиболее вероятные вопросы прессы (что такое территориальное планирование, что такое публичные слушания и т.п.
– занимательная статья
– обзорные статьи по теме
– факт-листы – короткий документ, компактно отражающий профиль организации, участника процесса или события (например, точная информация об организации – разработчике проекта территориального планирования)
– форма «вопрос-ответ» – наиболее часто задаваемые вопросы по предмету и ответы
– резюме основных участников процесса (опыт работы главного архитектора проекта и т.п.)
– фотографии
Проведение пресс-конференции
Выступления представителей организации должны быть краткими (в расчете на последующие вопросы).
Тексты выступлений (заранее отпечатанные) размещаются на информационном стенде (столе). Их включают и в информационный пакет документов.
Вопросы журналистов не должны повторяться и принимать форму собственных заявлений и деклараций. Ведущий может отвести такие вопросы, то есть оставить их без ответа, ссылаясь на отклонение от объявленной темы.
Последний вопрос специально объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.
После закрытия пресс-конференции могут демонстрироваться видеоматериалы, несущие дополнительную, детализированную информацию.
На пресс-конференции не принято оставлять вопросы без ответов. Следует избегать фразы «Без комментариев!» – следует сказать, что информация по этому вопросу будет сообщена позднее.
Брифинг
Краткая встреча журналистов с представителем официальной структуры (государственного учреждения), носящая инструктивный характер, называется брифингом. Сообщение информации носит односторонний характер: официальный представитель или зачитывает документ, или сообщает о факте (например – принятия соглашения), или излагает самую суть позиции, занятой в ходе переговоров одной из сторон. Заявляется официальная точка зрения, кратко мотивируется выбранная позиция.
Информационный обзор документов, принятых решений не подразумевает попутных высказываний мнения, оценки, уточнения, ссылки на прецедент и т.п. Заявляется официальная точка зрения.
«Без комментариев!» – это заявление в наилучшей форме моделирует всю ситуацию брифинга. Главное – спешно сообщить новость.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание