logo
Территориальное_планирование_пр2

Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)

Местные нормативы градостроительного проектирования (вместе с такими же региональными нормативами и техническими регламентами) призваны заменить всю систему нормативно-технической документации (СНиП, СанПин, СН и др.).

Нормативы градостроительного проектирования (региональные и местные) – принципиально новый институт градостроительного законодательства. Согласно Градостроительному кодексу РФ 1998 года, в России существовали государственные градостроительные нормативы и правила (федерального уровня и уровня субъектов РФ), содержащие как обязательные, так и необязательные требования к осуществлению градостроительной деятельности. Например, «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утверждённые постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года №78» содержат 12 приложений, 2 из которых обязательные, остальные 10 - рекомендуемые.

Градостроительным кодексом РФ 2004 года заложен концептуально иной подход к нормированию градостроительной деятельности. На федеральном уровне принимаются технические регламенты, целями которых являются:

Другими словами, задача федерального уровня – обеспечение общефедеральных требований безопасности. За пределами технических регламентов содержится то, что является рекомендательным в части градостроительного проектирования – региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Рекомендательность не является прямой задачей федерального уровня; она обусловлена региональной и местной спецификой.

Согласно частям 4 и 5 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ на уровне субъектов РФ и местном уровне должны быть приняты нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

Но до этого следует принять соответствующие (региональные и муниципальные) нормативные акты о составе, порядке подготовки и утверждения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 5,6 ст. 24).

В форме нормативов градостроительного проектирования есть возможность существенно актуализировать расчётные показатели нормативно-технических документов, действовавшие при совершенно ином общественно-политическом укладе, других социальных нормах и морально-психологических принципах.

Кроме этого, реализация некоторых идей Градостроительного кодекса РФ прямо зависит от наличия или отсутствия местных нормативов градостроительного проектирования.

Пример. Решение о развитии застроенной территории (новый инструмент девелопмента) принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента (то есть правил землепользования и застройки), а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии – утверждённых органом местного самоуправления расчётных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) – ч. 2 ст. 461 Градостроительного кодекса РФ.

Сегодня, как правило, градостроительное проектирование основывается именно на технических нормах и правилах советского периода; некоторые действуют до сих пор с 30-х, а то и с 20-х годов прошлого века! Естественно, по многим из таких норм уже «нельзя», недопустимо проектировать. Для этого и создана система технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования.

Рассматриваемый нормативный акт должен регламентировать состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования; следовательно, без него такие нормативы формально не создать.