logo
Территориальное_планирование_пр2

Понятие градостроительного конфликта

Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности содержат принцип «обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности» (ГК, статья 2 п. 2). Каковы объективные критерии достижения баланса факторов? Каковы объективные критерии, что в документе территориальном планирования учтены все «иные факторы»? – Отсутствие конфликта. Теоретически возможны случаи, когда рациональных расчетов достаточно, чтобы построить модель общественно-территориальной системы, в которой будут учтены все факторы, и они будут находиться в балансе. Но для большинства ситуаций построение модели баланса – утопия. Точнее, утопия – это утверждение, что может быть реализована построенная на рациональных расчетах модель баланса общественно-территориальной системы.

Градостроительный конфликт – это поиск баланса значимых в планировании факторов через выход в действие и взаимодействие. В своей сущности конфликт – это средство провести границу в ситуации112, где для этого недостаточно рациональных расчетов. Поэтому конфликт – это неотъемлемый элемент процесса современного территориального планирования. Через конфликт территориальный планировщик получает информацию о неучете в документе территориального планирования какого-то значимого фактора или дисбалансе.

Градостроительных конфликтов в Советском Союзе не было. Экологическое и социальное неблагополучие городов, типовая застройка были предметом сатиры и критики, но не действия, даже не обязательно протестного. Человек, зная, что в городе жизнь опасна для здоровья, не мог уехать, т.к. был ограничен в мобильности институтами политического контроля и прописки. «Конфликт возможен лишь в ситуации ограничения на применение власти, силы. Поэтому, как это ни странно, конфликт является проявлением демократии и либерального порядка»113. С началом «Перестройки» в Советском Союзе централизованный характер принятия управленческих решений сменился на региональный, местный. Появилось множество независимых субъектов целеполагания (носителей проектности). А советская машина проектирования продолжала двигаться так, как будто еще существует единая инстанция полагания будущего и ответственности за него. На феноменальном плане это рассогласование проявилось в форме «градостроительных бунтов». Власть столкнулась с тем, что «население всегда против». Градостроительный конфликт возможен в случае, когда у «населения» есть сила. Одного «против» недостаточно. Необходимы ресурсы противодействия114. Риск затягивания и срыва строительства в результате протестных действий стал одним из главных рисков инвестора. Это инициировало конфликтологические разработки в градостроительстве. Конфликтологов стали включать в состав соисполнителей планировочных работ. Смысл включения конфликтологов на стадии планирования состоит в том, чтобы отработать конфликтную ситуацию на этапе планирования, а не на стадии строительства. Поэтому, задача конфликтолога – не подавить конфликт, а работать с конфликтом, как с ресурсом повышения качества планирования. Функция конфликтолога – предложить такую модель взаимодействия, которая приведет к разрешению конфликта.

А задача муниципального управляющего – обеспечить конфликтное взаимодействие на стадии планирования. Укоренилось представление о том, что у «хорошего» управляющего конфликтов нет. Поэтому распространена практика избегания, игнорирования конфликта. Конфликтологический подход утверждает: у «хорошего» управляющего конфликтное взаимодействие осуществляется на схеме территориального планирования и в коммуникации, у «плохого» управляющего – на стройплощадке.