Содержание
Введение 3
Раздел 4 6
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ 6
Тема 4.1 6
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ 6
Тема 4.2 31
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 31
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
Тема 4.3 40
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 40
Тема 4.4 54
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ 54
И ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 54
Тема 4.5 73
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 73
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ «состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». 73
Тема 4.6 88
СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 88
Тема 4.7 96
ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПРОЦЕСС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 96
Тема 4.8 107
ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ – МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ 107
Тема 4.9 116
ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ – НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ 116
Тема 4.10 121
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕДУРЫ 121
Тема 4.11 134
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 134
Тема 4.12 144
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 144
Тема 4.13 149
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЕКТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 154
Раздел 5 182
УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО 182
РАЗВИТИЯ: НОВОЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ 182
Тема 5.1 182
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОНЯТИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ 182
Тема 5.2 219
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 219
Тема 5.3 242
ПОЗИЦИЯ «ПОТРЕБИТЕЛЯ» В КООПЕРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 242
Тема 5.4 260
ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 260
Тема 5.5 286
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 286
В СИТУАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОНФЛИКТА 286
Тема 5.6 300
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 300
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 319
Раздел 6 357
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА 357
Тема 6.1 357
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 357
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 357
Цель темы 357
Вы будете изучать 357
После изучения темы вы сможете 357
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 357
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Подготовлен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / http://truddoc.narod.ru/kodex/kom1.htm 368
СПИСОК ТЕРМИНОВ 371
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 372
Тема 6.2 372
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ, НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 373
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 373
Цель темы: 373
Вы будете изучать: 373
После изучения темы вы сможете: 373
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 373
СПИСОК ТЕРМИНОВ 398
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 399
Тема 6.3 400
СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТАПНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТРОВАНИЯ. МАСШТАБЫ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 401
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 401
Цель темы: 401
Вы будете изучать: 401
После изучения темы вы сможете: 401
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 401
СПИСОК ТЕРМИНОВ 426
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 428
Тема 6.4 429
ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ 429
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 429
Цель темы: 429
Вы будете изучать: 429
После изучения темы вы сможете: 429
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 429
СПИСОК ТЕРМИНОВ 458
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 459
Тема 6.5 460
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ 460
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 460
Цель темы: 460
Вы будете изучать: 460
После изучения темы Вы сможете: 460
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 460
СПИСОК ТЕРМИНОВ 486
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 486
Тема 6.6 487
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ 487
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 487
Цель темы 487
Вы будете изучать 487
После изучения темы вы сможете 487
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 487
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 501
Тема 6.7 501
САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ 501
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 501
Цель темы: 501
Вы будете изучать: 501
После изучения темы вы сможете: 502
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 502
СПИСОК ТЕРМИНОВ 514
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 515
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 516
1 «Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации)» / А.М. Лола, URSS, М., 2005.
2 Англ. «spatial planning»
3 Англ. «urban planning»
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст. 2.
5 «Устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст. 1, п. 3).
6 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440).
7 «Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России», под редакцией С.А.Васильева, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», СПб, 2003.
8 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 11, п. 12, ст. 15, п. 10, ст. 18, пп. 2, 3)
9 Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации // Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Выпуск № 5. – М., 1995.
10 «Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения» (Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2, п. 1).
11 «Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности» (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст. 8).
12 Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, п. 2.
13 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ч. 4, ст. 9.
14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14, п. 18; ст. 15, п. 14; ст. 16, п. 24.
15 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.14, п.8, ст.15, п.п. 7,10, ст.16, п.п. 8,12
16 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 19, ч. 3, п. 2; ст. 23, ч. 6, п. 9).
17 «4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев. Предусмотренных федеральными законами» («Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, ст.9. часть 4 – вступает в силу с 01 января 2008 года - Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ.
18 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 9. ч. 1).
19 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 4,часть 3).
20 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 9. часть 3).
21 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 10, часть 6, пп.2, 6).
22 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 14. часть 3).
23 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 19, ст. 23).
24 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 19, ч. 7, п. 2).
25 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 18, ч. 2).
26 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 21, ч. 1; ст. 25, ч. 1).
27 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 21, ч. 2; ст. 25, ч. 2).
28 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 21, ч. 3, ч. 4; ст. 25, ч. 3, ч. 4).
29 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 4, ч. 6; ст. 24, ч. 9, ч. 11, ч. 14).
30 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 29).
31 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 8, п. 2).
32 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 2, ст. 24, ч. 3).
33 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 2, ст. 24, ч. 5).
34 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 2, ст. 24, ч. 6).
35 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 27).
36 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8).
37 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ст. 21).
38 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 24, ст. 25).
39 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 21, ст. 25).
40 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 2, ст. 24, ч. 3).
41 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 2, п. 5).
42Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 29, п. 6).
43 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 1, ст. 24, ч. 1).
44 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 2, п. 5).
45 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 20, ч. 2, ч. 4, ст. 24, ч. 9, ч. 10, ч. 11, ч. 12, ч. 13).
46 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 28, ст. 46, ч. 5, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9, 10, ч. 11, ч. 12, ч. 13).
47 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 29, ч. 1).
48 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 29, ч. 1).
49 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 36, ч. 1).
50 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 31, ч. 1).
51 «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст.1, п. 6
52 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 7, п. 7).
53 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 31, п. 1, п. 2).
54 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 41, ч. 1).
55 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 42, ч. 1).
56 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 43, ч. 1, ч. 2).
57 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 44).
58 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 45, ч. 12).
59 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 45, ч. 14.)
60 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 45, ч. 5).
61 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 46, ч. 13).
62 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 48).
63 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 47, ч. 4).
64 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 48, ч. 12).
65 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 49, ч. 2).
66 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 49, ч. 4).
67 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 51).
68 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (гл. 7).
69 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 58).
70 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 2, п. 11).
71 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 2, п. 12).
72 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 59).
73 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, по состоянию на 10 февраля 2007 года (ст. 60).
74 Федеральный закон от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ «О техническом регулировании» (ч. 1 ст. 46).
75 В данной теме развернуты представления системно-мыследеятельностной методологии (СМД-методология). СМД-подход начал развиваться Московским методологическим кружком (ММК) в 50-е годы ХХ века. В определении «системно-мыследеятельностный» зафиксированы принципиально новые онтологические представления о мире деятельности, мышлении, разработаны категориальные понятия «мыследеятельность» и «система», которые составляют суть подхода. Щедровицкий Г.П. Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной к оргдеятельностной методологии анализа // Вопросы методологии. 1996. №3-4. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986. М., 1987.Щедровицкий Г.П. Два понятия системы // Труды XIII Международного конгресса по истории науки и техники. Т. 1а. М., 1974.
76 Если завершать ряд терминов, то Design – это проект здания, сооружения, конструкция механизма.
77 При этом все инженерные объекты в городе проектируются, но они в совокупности не составляют города.
78 Понятийные различения «массового продукта», «товара» и «услуги» разработаны в серии работ по проектированию управления развитием корпораций: «Сварог», СПИИ ВНИПИЭТ, Фаберлик; Александров Ф.О., Постоленко И.Г., 2000-2006 гг.
79 Именно поэтому Сталин, Гитлер, Мао и Пол Пот – не злодеи и психопаты, а функционеры искусственно-технического подхода к общественным изменениям.
80 Термин из романа Дж. Оруэлла «1984»
81 Щедровицкий Г.П. История становления представлений об организационно-технической (социотехнической) системе в ММК. 1982 г. Стенограмма. Архив Московского методологического кружка.
82 Мыследеятельность – это категория, которая содержит представление о человеческой, социальной реальности как о неразрывном единстве мышления и практической деятельности. Мыследеятельность – это мышление, которое реализуется в практической деятельности
83 За редчайшим исключением: так, в порядке эксперимента по финскому проекту финскими строителями был построен город Костомукша в Карелии. Принципиальными в генплане были малоэтажная и среднеэтажная застройка, квартальная, а не микрорайонная застройка, размещение строений, чтобы сохранить деревья (в Карелии, на севере, деревья растут медленно), сохранить ландшафт (склоны, небольшие возвышенности и пр.). Когда население выросло, к городу достроили типовой «жилмассив» многоэтажек. Сегодня это две разительно различные городские среды (комфортность, ухоженность в одном и трущебность в другом), с большим разрывом в стоимости жилья.
84 В литературной абстракции эта позиция известна как Робинзон Крузо. В пределе практической реализации – старообрядческие поселения на Крайнем севере (село Русское Устье в низовьях Индигирки – более двух веков без обменов с внешним миром).
85 Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Приложение I к статье «Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности» // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). – М., 1975.
86 Рац М.В., Слепцов Б.Г., Копылов Т.Г. Концепция обеспечения безопасности. – М., «Касталь», 1995.
87 Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М., 1961.
88 Сегодня, «из будущего», можно увидеть геоэкономические и геополитические последствия этого выбора. Постройка Транссиба обеспечила России гигантский конкурентный отрыв от других стран – мировых экономических лидеров, за счет обладания лучшей тогда инфраструктурой коммуникации между Востоком и Западом. Геоэкономическим ответом мировых лидеров стала поддержка революции, победа которой на 70 лет лишила возможности использовать Транссиб в качестве глобального транспортного коридора.
89 Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М., 1961.
90 Левинтов А. Кентавр № 34 (август 2004).
91 Этот тезис очень актуален для сегодняшней российской ситуации. В публичной дискуссии по поводу разворачивания нацпроекта «Доступное жилье» вообще отсутствует тема обсуждения градостроительных концепций. Какие социальные последствия «запакованы» в концепцию, которая сейчас реализуется?
92 Лэндри, Чарльз. Креативный город. Институт культурной политики. – М., 2005.
93 Это распространенная ситуация в исследовательской и экспериментальной работе – когда именно артефакты дают ключ к новым открытиям.
94 Для справки: девелопер в США, проектируя поселение на 15 тыс. чел, оперирует 16-ю типами потребителей-покупателей жилья (см. Управление развитием новых городов. М., Стройиздат, 1987).
95 Не было бы такой планировочной организации, было бы много мелких группировок, с которыми легче бороться.
96 для сравнения: по данным Бюро переписи населения США в 80- гг ХХ в. средний американец за свою жизнь переезжал с места на место 11 раз, ежегодно 17% населения переезжало в новые дома (журнал “Америка”, 1987). Средний россиянин за жизнь меняет место жительства примерно 3 раза.
97 Гутнов А., Глазычев В.. Мир архитектуры. – М., 1990.
98 Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. – М., 1990.
99 В результате структурных консультаций по проекту «Дворы Капеллы» проектировщики отказались от замысла создания крытого пассажа. Директор Капеллы сообщил, что это поставит под угрозу репетиционный процесс. Окна репетиционных помещений выходят во дворы Капеллы. В пассаже звуки музыки и толпы многократно усилятся.
100 Например, преступность. Для этого потребуется определить функционально-планировочные условия для преступности, например, создав группу совместного решения проблем, в которую будут входить планировщики и милиция. В Канаде, например, для минимизации преступности приняли зональный регламент, в котором каждая квартира должна иметь собственный вход. Источник: Щедровицкий П.Г.Курс лекций по методологии управления. 2000 г. Стенограмма.
101 «Ресурс – материальная граница средств данной деятельности, материальная граница деятельности или граница материальной совокупности, на которой возможна данная деятельность. Ресурс возникает в рефлексии и критике ограниченности данной деятельности по отношению к имеющемуся материалу». Источник: Александров Ф.О., Перцовский О.Р., Постоленко И.Г. Национальная безопасность: угрозы и проблемы.
102 Александров Ф.О., Перцовский О.Р., Постоленко И.Г. Национальная безопасность: угрозы и проблемы.
103 Цит. по: Шанин Т. Россия как «развивающееся общество» // Русский журнал. Хрестоматия нового российского самосознания. www.russ.ru
104 Неклесса, Александр. «Меморандум Северо-Запад». // Русский журнал. www.russ.ru
105 Материалы предпроектного обследования гуманитарных аспектов проектирования в рамках разработки схемы территориального планирования Чувашской Республики.
106 Материалы предпроектного обследования потенциала самоорганизации в рамках разработки схемы территориального планирования Воронежской области.
107 Старожил Таймыра, перечисляя факторы уникальности жизни на этой территории, сообщил, что ссыльные эстонцы на южных склонах сопок умудрялись выращивать морковь и капусту, которые брали медали на ВДНХ.
108 Неправомерно утверждать, что «при социализме» доля услуг в трудозанятости была очень низкой и индикатор «перехода к постиндустриализму» - повышение доли услуг. Объем услуг, производимый при социализме, находился «в тени» и только частично соответствовал явному разделению труда. Вспомним замечательную секретаршу из «Служебного романа», которая на рабочем месте и вяжет, и является для своего начальника консультантом по имиджу.
109 Наиболее известны примеры постиндустриальной революции в автомобилестроении. Стратегический ход по выводу компании «Крайслер» из кризиса, описанный Ли Якоккой в «Карьере менеджера», состоял в том, что краеугольным стал концепт завоевания рынка сбыта за счет того, что ключевым «компонентом» автомобиля стал «образ, с которым себя сможет отождествить покупатель» (в данном случае образ Джеймса Бонда), то есть была сконструировано совершенно новое потребительское качество, за которым уже следовали дизайн, технологии, производство. Японские автомобили молниеносно завоевали рынок сбыта так же за счет парадоксального концепта: отказа от долговечности. Они избавили потребителя от необходимости платить за долговечность автомобиля – потребитель платит за безотказную работу до морального устаревания модели. И уже за этим концептом следовала технологическая модернизация, которая, еще раз подчеркиваем, сама по себе, без базового концепта, не может быть отнесена к факту постиндустриального перехода.
110 Под «позицией» мы понимаем единство самоопределения в ситуации, целеполагания и подкрепленных ресурсами действий в направлении цели.
111 А главный слоган молодежи – «Вырваться!».
112 Границы между интересами, в пространстве межличностного общения, между государствами и пр.
113 Шайхутдинов Р.Г. Конфликтология: программа построения гуманитарной дисциплины // Кентавр № 2.
114 Например, ситуация с решением о строительстве «Охта-центра», более известного как «Газпром-сити» в Санкт-Петербурге. Вся общественность против. Это не имеет никакого значения для власти, процесс проектирования идет, общественное мнение игнорируется, до тех пор, пока у общественности нет ресурсов выхода во взаимодействие. И сейчас общественность пытается создать такой ресурс – обращаясь в ЮНЕСКО, инициируя референдум.
115 Щедровицкий Г.П., Котельников С.И.: Организационно-деятельностные игры как новый способ организации и развития коллективного мышления и деятельности // Вопросы философии, 3/85
116 Источник: Аналитическое заключение о правовых и юридических аспектах ситуации, юрист М.И. Беляева.
117 Это, разумеется, в случае победы. Если в муниципальном образовании есть профессиональная политическая оппозиция, то для обеспечения эффективного и «победоносного» действия имеет смысл привлечь квалифицированного практика по связям с общественностью. Тогда наличие оппозиции и критики становится ресурсом формирования имиджа. Если такого практика нет, т.е. некому превратить проблему в ресурс, оппозиционные высказывания игнорируются, умалчиваются. И это оценивается и населением и высшим уровнем управления как слабость.
118 Губернатор одной из областей РФ, как выяснилось, с интересом отслеживал «баталию», развернувшуюся по поводу проектных решений между одним из областных муниципалитетов и депутатом ГД на интернет-форуме.
119 Источник: Викентьев И. Приемы рекламы и Public Relations. – СПб, 1998.
120 Дороти Доти. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер. с англ. – М.:Филин,1998.
121 В данном случае можно говорить не только о градостроительных нормах и о формировании градостроительного законодательства, но и о любой сфере, любых социальных нормах, требующих в какой-то момент правового регулирования. Например, так возникает «информационное право», «парламентское право», «военное право», «религиозное право», автомобильное право» и другие.
122 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М., 2006. – С. 42.
123 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М., 2006. – С. 47; 50-51; 88.
124 Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. – СПб, 2005. – С. 366.
125 Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. – СПб, 2005. – С. 272-273.
126 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: учебник. – М., 1996. – С. 31.
127 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: учебник. – М., 1996. – С. 23.
128 Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. – М., 1964. – С. 24.
129 Под «государственным» управлением имеется в виду не только управление со стороны органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. То есть, речь идёт о юридическом управлении (воздействии) со стороны публичной власти вообще.
130 Основы государства и права: учебное пособие. Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 371.
131 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: учебник. – М., 1996. – С. 37.
132 Агапов А.Б. Учебник административного права. – М., 1999. – С. 549-558.
133 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: учебник. – М., 1996. – С. 675-678.
134 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Подготовлен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / http://truddoc.narod.ru/kodex/kom1.htm
135 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М., 2006. – С. 90.
136 Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. – СПб, 2005. – С. 308.
137 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М., 2006. – С. 91.
138 Здесь, очевидно, недочёт текста Кодекса – муниципальные правовые акты не должны противоречить только Градостроительному кодексу РФ; создаётся впечатление, что нормативным актам субъектов РФ, имеющим большую юридическую силу, они противоречить могут.
139 Чухвичев Д.В. Законодательная техника. – М., 2006. – С. 42-43.
140 Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2006. С. 51.
141 Морозова Л.А. Юридическая техника (обзор материалов научно-методического семинара) // Государство и право. 2000. № 11. Часть 1. С. 114.
142 Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С. 17.
143 Чухвичев Д.В. Законодательная техника. М., 2006. С. 25.
144 Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М.,1982. С. 267 / Цит. по: Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 76.
145 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 366 / Цит. по: Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 76.
146 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 80.
147 Туранин В.Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии // Журнал российского права. 2002. №11. С. 46.
148 Конечно, с оговоркой, что все термины могут быть истолкованы как принципиально относящиеся ко всей градостроительной деятельности. Здесь речь идёт о понятиях, стоящих над этапами градостроительной деятельности, применимые ко всем этапам.
149 Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Пермь, изд-во «Пушка». 2001.
150 Несмотря на то, что такого института Градостроительный кодекс РФ 2004 года не предусматривает, в отличие, например, от Гражданского или Семейного кодексов РФ.
151 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 534.
152 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 653.
153 При этом, конечно, нельзя не принимать во внимание, что некоторые сегодняшние номинально градостроительные документы действительные не «разрабатываются», а «готовятся», например, разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
154 Градостроительный кодекс РФ в вопросах и ответах // http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=195&mat_id=233
155 Хохлов А.С. Состав проектных материалов / Районная планировка. В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк, Г.В. Субботин и др. М., 1986. С. 220-221.
156 Иллюстрированный атлас России. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2005. С. 216.
157 Истомин С.А., Наймарк Н.И. Планировочная структура и функциональное зонирование территории / Районная планировка. В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк, Г.В. Субботин и др. М., 1986. С. 149.
158 Градостроительный кодекс РФ в вопросах и ответах // http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=195&mat_id=233
159 Надо сказать, Градостроительный кодекс 1998 года позволял сокращать наименование «правила землепользования и застройки» до «правила застройки». Градостроительный кодекс 2004 года такого сокращения не содержит. Более того, предыдущий Градостроительный кодекс допускал второе название правил землепользования и застройки – градостроительные уставы муниципальных образований (название выбирал заказчик – администрация муниципального образования). Действующий Градостроительный кодекс однозначно говорит о наименовании документа – правила землепользования и застройки.
160 Федеральные законы чаще всего не содержат нормы, досконально регулирующие порядок использования тех или иных территорий. Федеральные законы обычно определяют виды документов, устанавливающих соответствующий режим использования территории. Например, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (п.1 ст.34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ). Зоны охраны объекта культурного наследия и определяют режим использования территории этого объекта.
161 Береговских А., Шинкевич Д. Отзыв на Рекомендации по подготовке правил землепользования и застройки, подготовленные по заказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству фондом «Институт экономики города» и фондом «Градостроительные реформы» // www.itpgrad.com
162 Прилагательное «региональный» Градостроительный кодекс использует в значении «субъекта РФ».
163 Градостроительный кодекс не содержит слов «муниципального района» и говорит об объектах капитального строительства местного значения вообще. Но глава 3 Закона о МСУ «Вопросы местного значения» делит эти вопросы на 3 группы – в зависимости от вида муниципального образования – поселения, городского округа, муниципального района. Логично предположить, что в данном случае имеются в виду вопросы местного значения именно муниципального района.
164 В темах 6.4 – 6.7 рассмотрены некоторые конфликтные ситуации, возникающие во всём сложном и неоднозначном процессе градостроительного проектирования. Вследствие активной юридизации градостроительной деятельности, все конфликты в этой области обусловлены одним – своим правовым содержанием. Куда бы мы ни обратили свой исследовательский взор – на Градостроительный кодекс РФ, на градостроительные документы (содержание которых определено Градостроительным кодексом РФ), на конкретные жизненные ситуации (заявление в администрацию города, исковое заявление в суд, жалоба в органы внутренних дел или прокуратуру) – везде мы увидим присутствие Закона. Мы на него ссылаемся, с его помощью мы доказываем свою правоту, мы выискиваем в нём наши права и обязанности власти – словом, Закон стал неотъемлемой частью градостроительного бытия. Поэтому все примеры указанных Тем имеют своим содержательным фоном нормативно-правовые акты: градостроительного, земельного и иных отраслей законодательства.
165 Анализируется только муниципальный уровень городского округа.
166 Данный документ не предусмотрен Градостроительным кодексом РФ, однако в данном случае он рассматривается как необходимый первоначальный (основополагающий) этап градостроительного проектирования.
167 Непонятно, о каких сельских поселениях идёт речь в правилах застройки города Рязани.
168 При отсутствии указанно местного и/или регионального нормативного акта генеральный план муниципального образования готовится на основании и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ 2004 года, а также Инструкцией. Данный подход следует признать правильным.
169 В рамках, установленных Конституцией РФ.
170 Лейзерович Е.Е. Взаимосвязь схем и проектов районной планировки с другими видами проектирования и планирования / Районная планировка. В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк, Г.В. Субботин и др. М., 1986. С. 60.
171 Интернет-энциклопедия // http://encycl.accoona.ru/?id=16109
172 Сарнацкий Э.В. Развитие городов: воспроизводство и потребление / http://konkurs.stroi.ru/detailview.asp?d=2498&dc=2498&dr=150678
173 Кривов А.С. Основные подходы к разработке государственной градостроительной политики России / http://domowed.narod.ru/anal-000.htm
174 Крупнов Ю.А. Расселение создаёт культуру и государственность / http://www.kroupnov.ru/pubs/2004/01/15/10093/
175 В российском законодательстве используются различные территориальные единицы.
176 Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений. М., 2004. С. 49.
177 В настоящем разделе под полномочиями будут пониматься полномочия по владению, пользованию и распоряжению только землёй и земельными участками.
178 Юридический словарь // http://zakony.com.ua/dict-9563.html
179 Национальная юридическая энциклопедия // http://determiner.ru/?word=10842&wn=%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%FF
180 Градостроительный кодекс РФ в вопросах и ответах // http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=195&mat_id=233&page_id=5861
181 Недочёт законодателя: следует понимать – «за чертой населённых пунктов»; в других статьях Земельного кодекса РФ такое исправление сделано.
182 Статья 7 ФЗ о переводе земель содержит слово «черта» населённого пункта. Это неправильно, так как и Земельный, и Градостроительный кодексы РФ использует слово «граница» населённого пункта.
183 Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2006. С. 41.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание