Федеральные градостроительные документы
Как представляется, в идеальном варианте проектирование должно начинаться сверху – с федерального уровня. Первым документом в этой области, подлежащим подготовке, является схема территориального планирования Российской Федерации.
Как и все документы территориального планирования, схема территориального планирования РФ определяет назначение территории России исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, главным содержательным стержнем территориального планирования (и соответствующих документов) является определение назначения территорий. Имеется в виду определение функционального назначения, то есть определение той функции, роли различных участков территории, которые они выполняют во всей «территориальной ткани» государства: какие-то участки территории служат для прохода и проезда по ним (дороги), какие-то – для размещения зелёных насаждений (леса, парки), где-то расположены искусственные и природные водные объекты (реки, озёра, моря), какие-то участки предназначены для строительства жилых домов, размещения промышленных, рекреационных и других конкретных объектов (атомных станций, морских портов, крупных физкультурно-оздоровительных комплексов).
В схеме территориального планирования определяется функциональное назначение не всех территорий, а только для размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Как известно, объекты капитального строительства могут быть федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значений. Значение того или иного объекта обусловлено государственной или муниципальной нуждой. Один из юридических способов выявления нужды (государственной или муниципальной) служит определение и сопоставление полномочий органов власти по решению тех или иных вопросов. Обеспечение осуществления конкретного полномочия органа власти и есть нужда. В зависимости от органа власти она может быть государственной (федеральной или региональной) или муниципальной. Законодательство должно чётко определять общественно значимую задачу, достижение которой служит интересам всего общества, а также конкретное полномочие органа публичной власти, направленное на решение задачи. Такие полномочия и обусловливают наличие государственной или муниципальной нужды.
Например, ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ относит вопрос размещения ядерных установок к компетенции Правительства РФ (ст. 9). Обеспечение реализации данного полномочия федеральным органом государственной власти, несомненно, является государственной нуждой. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, одна из тематических (отраслевых) областей подготовки схемы территориального планирования РФ – развитие энергетики. Более того, как видно из п. 2 ч. 3 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, карта (схема) планируемого размещения объектов использования атомной энергии может быть включена в схему территориального планирования РФ. «Может быть включена» – не в смысле «а может быть включена и в другой документ», а в значении «может не быть включена при отсутствии необходимости». Другими словами, Правительство РФ имеет полное право определять в схеме территориального планирования РФ назначение территорий – зоны планируемого размещения таких ядерных установок, как атомных станций.
И так должно происходить в любой отраслевом направлении. Решения, утверждённые в схеме территориального планирования РФ, пронизывают все последующие документы в соответствующей области и являются обязательными для учёта при их подготовке. Таким образом, федеральная власть предъявляет всем участникам градостроительной деятельности свои интересы на территории всей страны.
Существенное значение во всём процессе градостроительной деятельности имеет масштаб графических материалов. Градостроительная деятельность вообще не может обойтись без графических материалов, которые в Кодексе загадочно называются «карты (схемы)». Графическая часть – «первичный материал в процессе реализации (соответствующего документа – А.Ч.). Всю графическую часть работ можно разделить, с одной стороны, на основные (обязательные), дополнительные и факультативные, а с другой – на демонстрационные и вспомогательные. Определение масштабов чертежей должно исходить их стадии проектирования, площади проектируемой территории, конкретных задач, оговорённых заданием на проектирование. Чертежи по размерам должны быть удобными, прежде всего, для постоянной оперативной работы в процессе реализации. Если масштаб основных чертежей не позволяет ответить на конкретные задачи, следует предусмотреть выполнение соответствующих фрагментов, учитывая при этом, что разработка фрагмента не просто увеличение изображения, а полноценное проектирование на соответствующем масштабе информации»155.
Масштаб графических материалов определяет, главным образом, содержание чертежа, обусловливает то, что на данном чертеже можно показать и увидеть. Записывается масштаб как соотношение одного сантиметра чертежа на материальном носителе (например, напечатанной карте) к количеству сантиметров «в натуре», физически, на конкретной территории. Словесное выражение масштаба заключается во фразе «в одном сантиметре столько-то сантиметров». Например, масштаб 1:5000 означает соотношение одного сантиметра на карте к пяти тысячам сантиметрам на реальной территории. Для удобства использования вторую цифру делят на сто (справа убирают два ноля), то есть определяют количество метров (на территории), которые «сидят» в одном сантиметре (на карте). Таким образом, используя указанный пример, «в одном сантиметре пятьдесят метров».
Чем больше число справа, то есть чем больше сантиметров (на территории) «заложены» в один сантиметр (на карте), тем масштаб чертежа считается мельче и тем большую по площади территорию можно на нём графически отобразить. Соответственно, укрупнение масштаба предполагает уменьшение количества сантиметров на территории по отношению к одному сантиметру на карте; имеется в виду приближение к соотношению «один к одному» (1:1). Следовательно, масштаб 1:2000 считается мельче, чем масштаб 1:500, так как в первом случае мы увидим в одном сантиметре 20 метров, а во втором – 5 метров.
В соответствии с п. 12 Положения о составе схем территориального планирования РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 года № 680, в зависимости от целей и задач, указанных в положении о территориальном планировании применительно к конкретной схеме территориального планирования, при подготовке карт (схем), их фрагментов могут быть использованы следующие масштабы:
масштаб 1:2500000 – для карт всей территории Российской Федерации;
масштабы 1:1000000, 1:500000 – для карт части территории Российской Федерации;
масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 – для фрагментов карт (схем).
См. образцы масштабов 1:2500000 и 1:1000000:
Картосхема 6.3.1. «Чертеж карты масштаба 1: 2500000. Схема территориального планирования Воронежской области»;
Картосхема 6.3.2. «Чертеж карты масштаба 1: 1000000. Город Новосибирск и окружающая его территория».
В первом случае приводится чертёж Схемы территориального планирования Воронежской области, на котором рассмотрено геополитическое положение Воронежской области в западной части России. На втором чертеже изображён город Новосибирск и окружающая его территория. Напомним, что на 2002 год в Новосибирске проживал один миллион четыреста двадцать пять тысяч пятьсот человек156; на чертеже в масштабе 1:1000000 город Новосибирск занимает не более 3-х квадратных сантиметров.
Как мы видим, это очень мелкие масштабы, которых, впрочем, часто достаточно для отображения территориальных интересов РФ (посредством указания на зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения). При необходимости, как указано в п. 12 упомянутого Положения, масштаб допускается увеличивать.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание