logo
Территориальное_планирование_пр2

Обеспечение надежности градостроительных систем

Эти положения указывают на актуальность и масштабность проблем обеспечения надежности функционирования градостроительных систем для обеспечения безопасности проживания человека.

Для руководителей муниципальных органов власти и работников муниципалитетов, ответственных за соответствующие направления деятельности, предлагается классификация риска повышения природных и техногенных опасностей, которую необходимо учитывать при принятии решений по развитию поселений и территорий.

Классификация включает в себя четыре блока:

Первый блок необходимо расчленить на две части. Одна охватывает процессы, свойственные, в основном, географическим районам страны – подверженность наводнениям, землетрясениям, наличие вечной мерзлоты, неблагоприятного или опасного потенциала загрязнения атмосферы. Другая часть включает в себя процессы, имеющие определенное территориальное районирование: оползни, карст, провалообразование и просадочность, лавины, радоноопасность, снежные заносы.

Второй блок включает в себя ситуации, складывающиеся в природной среде в результате техногенных вмешательств. Градостроительная практика выдводит на первый план риск проявления природно-техногенных опасных ситуаций в грунте и атмосфере. Основное направление возникновения опасности в грунте определяется способностью конкретных площадок к размыванию грунта в результате протечек в водонесущих инженерных коммуникациях. Наблюдавшиеся аварии указывают на необходимость предвидения и учета вероятности их проявления, соблюдения строгого режима наблюдения за качеством строительства, техническим состоянием инфраструктуры.

Опасные природно-техногенные ситуации в атмосфере происходят в результате неучёта неблагоприятных или опасных метеорологических условий в сочетании с орографией местности, естественными процессами воздухообмена в приземном слое атмосферы районов размещения промышленных объектов с заведомо известным выбросом вредных примесей. Подобные ситуации, к сожалению, многочисленны.

Необходимо подчеркнуть, что из всех оказываемых градостроительной средой видов вредного влияния на человека, законодательно регламентировано лишь санитарно-гигиеническое, Предложенная классификация в дальнейшем развивалась и сегодня представлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Конфликтная ситуация заключается в том, что при жесткости установления нормативных санитарно-защитных зон (СЗЗ), полностью отсутствует механизм их реализации в условиях рыночной экономики.

Сегодня власти на местах сложно оказывать давление на руководство предприятий в части расселения жителей, проживающих на территории СЗЗ, и только наличие разработанной и утверждённой в установленном порядке документации территориального планирования может помочь выстроить юридически правильный и эффективный путь решения этой сложной проблемы.

Третий блок – опасные техногенные процессы – связан исключительно с инженерной деятельностью и охватывает широкий круг вопросов. В качестве примера отметим, что практически все окраинные и пригородные земли абсолютного большинства городов используются для размещения садоводств и дач. Значительная часть этих земель загрязнена тяжелыми металлами. Несмотря на это, отсутствуют санитарно-гигиенические ограничения либо запрещения по использованию этих земель для выращивания ягод и корнеплодов. Проблема остро социальна, ибо связана со здоровьем детей и взрослых и требует признания. В сложившейся ситуации выходом для руководства муниципального образования является наличие всё той же документации территориального планирования, в которой должны быть определены границы «…территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…»16.

Четвёртый блок – акты терроризма – стал актуален на рубеже тысячелетий, так как объектами террористических атак всё чаще становятся не отдельные люди, а градостроительные объекты, не имеющие абсолютно никакой защиты к подобному воздействию, – жилые дома, общественные здания, пассажирские поезда, линии метрополитена, объекты инженерной инфраструктуры и т.п. Данный вопрос в подобной плоскости ещё не ставился, но думается, что не только политики и спецслужбы, но и специалисты-градостроители должны искать на него ответ.

Таким образом, выявление и предвидение перечисленных выше опасностей в градостроительстве неразрывно связаны с проблемами обеспечения устойчивого развития населенных мест и должны рассматриваться при градостроительном проектировании, а градостроительные решения формирования застройки городов, расположенных в районах соответствующих рисков, должны быть расширены и усовершенствованы применительно к условиям возникновения чрезвычайных ситуаций – через обновлённую, на основе действующего законодательства, нормативно-правовую базу.

В завершение темы, посвящённой градостроительной деятельности и муниципальным образованиям, следует ещё раз подчеркнуть, что активное вовлечение инвестиционных ресурсов в развитие экономики любой области и её муниципальных образований, сдерживается по многим причинам, но одной из главных причин является отсутствие необходимой документации территориального планирования, а также нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность на территории области и ее муниципальных образований.

Отсутствие или устаревание документации территориального планирования и актуализированных топографо-геодезических материалов, отсутствие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не позволяют эффективно управлять территориями и поселениями, порождают различного рода правонарушения, препятствуют реализации прав граждан и юридических лиц на благоприятную среду жизнедеятельности и участие в осуществлении градостроительной деятельности, гарантируемых федеральным градостроительным и земельным законодательством.

Учитывая необходимость разработки документации территориального планирования для всех муниципалитетов страны в определенные законодательством сроки17, основываясь на имеющемся практическом опыте, можно рекомендовать разработку на уровне субъектов Российской Федерации «Комплексных программ обеспечения муниципальных образований области документами территориального планирования», назначением которых являлась бы организация системной и планомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации норм градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, разработке нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность, разработке документов территориального планирования и организации ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории области.

В рамках Программы должно быть оценено состояние существующей базы документов территориального планирования области и потребность в их разработке, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, ресурсное обеспечение программы, механизмы её реализации, даны предложения по организации управления Программой и контролю за её реализацией, проведена оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы, приведены затраты на осуществление намеченных мероприятий, а также типовые задания на разработку документов территориального планирования и других проектов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Примерная структура «Комплексной программы обеспечения муниципальных образований области документами территориального планирования» приведена в Дополнительных материалах (приложение № 1).

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Опасные природные процессы – процессы, свойственные, в основном, географическим районам страны, – подверженность наводнениям, землетрясениям, наличие вечной мерзлоты, неблагоприятного или опасного потенциала загрязнения атмосферы, а также процессы, имеющие определенное территориальное районирование: оползни, карст, провалообразование и просадочность, лавины, радоноопасность, снежные заносы.

Опасные природно-техногенные процессы – ситуации, складывающиеся в природной среде в результате техногенных вмешательств, в первую очередь градостроительная практика выделяет риск проявления природно-техногенных опасных ситуаций в грунте и атмосфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

  1. Аникеев В.В., Владимиров В.В. Градостроительные проблемы совершенствования административно-территориального устройства / Труды РААСН. – М.: УРСС, 2001.

  2. Щитинский В.А., Романовская Н.В., Основные принципы управления отходами в Ленинградской области / Материалы VI Международного экологического форума «Экология большого города». Каталог Ленэкспо. – СПб, 2006.

  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, п. 2.

  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ по состоянию на 10 февраля 2007 года, ст. 8.