Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель темы:
Определить необходимые условия осуществления проектными организациями деятельности по разработке документов в области градостроительной деятельности
Вы будете изучать:
Требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
После изучения темы вы сможете:
Определить, какие требования предъявляются к проектным организациям, какими нормативными актами такие требования установлены, как достигается выполнение таких требований.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Важную роль в реализации масштабных задач, которые ставит Министерство регионального развития Российской Федерации по разработке документов территориального планирования и нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований, призваны играть градостроительные научные и проектные организации, осуществляющие разработку всего комплекса проектных документов для обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, принятие которого способствовало резкому усилению внимания властей всех уровней к решению градостроительных проблем регионов и городов.
Указанные организации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование, Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: обладать необходимыми лицензиями и сертификатами, в том числе на право работать с документами, содержащими государственную тайну, иметь опыт работы и квалифицированных специалистов в области территориального планирования. К разработке отдельных разделов проекта могут привлекаться специализированные организации.
Подготовку проектной документации может осуществлять как сам застройщик, так и привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо (заказчик). Следует отметить, что тем же Законом «О лицензировании…» разработка градостроительной документации и деятельность по проектированию зданий и сооружений, не относящихся к I и II уровням ответственности в соответствии с государственным стандартом, исключены из перечня лицензируемых видов деятельности. В условиях полного отсутствия разработанных технических регламентов в области градостроительной деятельности данные положения следует признать неоправданными, вызвавшими появление на проектном рынке значительного числа фирм-однодневок, не располагающими необходимыми условиями и квалифицированными кадрами для разработки качественной проектной документации.
Данные фирмы, как правило, предлагают свои услуги по демпинговым ценам, на что очень часто буквально попадаются муниципальные власти, стремящиеся сэкономить свои, как правило, небольшие ресурсы.
Следует прямо сказать, что в таких случаях выходит «экономия на спичках», так как разработка комплексных градостроительных проектов является достаточно сложной задачей и под силу серьёзным творческим коллективам, располагающим необходимыми высококвалифицированными специалистами различных профессий, информационной базой, соответствующим опытом работы.
Значительные изменения в составе и содержании градостроительных проектов, в технологии их разработки, согласования и утверждения, изменение полномочий властей всех уровней по отношению к территориальному планированию, требуют усиления внимания к нормативно-правовому, научно-методическому и информационному обеспечению градостроительной деятельности Российской Федерации, усилению качества разрабатываемой проектной документации всех видов.
Сегодняшняя политика в отношении повышения качества работ в условиях отмены лицензирования, которую проводят такие органы федеральной власти, как Министерство регионального развития РФ и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), направлено на расширение системы добровольной сертификации организаций, на внедрение международной сертификации систем менеджмента качества в проектных организациях ГОСТ Р ИСО 9001-2000, документы которой в организациях содержат следующие основные положения:
1. Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством по реализации принятой стратегии.
2. Руководство по качеству – определяет систему менеджмента качества организации. Рекомендуется разрабатывать руководство по качеству таким образом, чтобы его структура соответствовала разделам стандарта ИСО 9001 - 2000.
3. Документированные процедуры – описывают, кто, что и когда должен выполнять. Как правило, процедуры разрабатываются на уровне структурных подразделений компании и описывают деятельность, осуществляемую в этих подразделениях, и ее взаимосвязь с деятельностью компании в целом.
Наличие системы менеджмента качества ИСО-9001 позволяет организации в короткие сроки резко повысить качество разрабатываемых проектов, а заказчику иметь твёрдые гарантии того, что потраченные деньги не пропадут и он получит проект, отвечающий всем современным требованиям.
Также очень важно, чтобы градостроительные проекты разрабатывали специалисты, знающие проблемы изнутри, а не люди, лишь отрабатывающие определённый политический заказ. Осуществлённые Министерством регионального развития РФ в этом отношении первые шаги обнадёживают. В первую очередь следует сказать о внимании, которое министерство буквально с момента своего образования стало уделять государственным градостроительным научным и проектным организациям, понимая ту ключевую роль, которую в новых условиях должна играть документация территориального планирования. А ведь не секрет, что именно эти организации особенно пострадали в период безвременья и хаоса, потеряли значительное количество уникальных градостроительных кадров, на воспитание которых требуются долгие годы, ведь градостроитель – это не просто профессия, это образ жизни!
В заключение можно сделать определённые рекомендации органам местного самоуправления по выбору проектных организаций для решения своих насущных проблем. Учитывая, что сегодня почти все заказы распределяются на конкурсной основе, в систему оценок, определяющих победителей среди проектных организаций, следует включать не только чисто количественные показатели, такие как стоимости и сроки разработки документации, но и качественные, к которым следует отнести: имеющийся опыт разработки аналогичных проектов, отзывы заказчиков, наличие всех необходимых лицензий и сертификатов, наличие сертифицированной системы менеджмента качества, в первую очередь по системе ИСО-9001, наличие различных дипломов и наград на архитектурных выставках и т.п.
Внимательное и ответственное формирование положения о конкурсах с учётом данных рекомендаций позволит гарантировать органам местного самоуправления привлечение к выполнению своих заказов квалифицированных, добросовестных проектных организаций, что в сегодняшних условиях имеет важнейшее первостепенное значение.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Градостроительные научные и проектные организации – организации, осуществляющие разработку всего комплекса проектных документов для обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, принятие которого способствовало резкому усилению внимания властей всех уровней к решению градостроительных проблем регионов и городов.
Документированные процедуры — описывают, кто, что и когда должен выполнять. Как правило, процедуры разрабатываются на уровне структурных подразделений компании и описывают деятельность, осуществляемую в этих подразделениях, и ее взаимосвязь с деятельностью компании в целом.
Политика в области качества — общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством по реализации принятой стратегии.
Руководство по качеству — определяет систему менеджмента качества организации. Рекомендуется разрабатывать руководство по качеству таким образом, чтобы его структура соответствовала разделам стандарта ИСО 9001 - 2000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепцией национальной безопасности Российской Федерации зафиксировано, что национальные интересы России, в числе прочих, состоят в сохранении и защите территориальной целостности страны; в обеспечении высокого уровня жизни народа на основе подъёма экономики страны, проведения независимого и социально ориентированного экономического курса; в обеспечении безопасности пограничного пространства и осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ; в упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира; в коренном улучшении экологической ситуации; в защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий; в совершенствовании системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ.
Решение всех перечисленных выше задач невозможно без выработки чёткой и ясной государственной политики по пространственному развитию страны. Создание Министерства регионального развития, отвечающего за территориальное развитие крупнейшей по площади страны мира, говорит об усилении внимания руководства страны к проблемам пространственного развития и территориального планирования, значение которых в течение нескольких последних лет незаслуженно принижалось, и без решения которых невозможна реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание