logo
Территориальное_планирование_пр2

Многофункциональность

Одной из основных тенденций городского планирования в современных условиях стал уход от строгого функционального зонирования. Застройка становится все более комплексной, выявляются сложности реального городского пространства со смесью разных функций в одно и то же время, в одном месте. В современных условиях особым вопросом для проектировщиков стало создание так называемых сити-центров. Отличительной особенностью современных зон такого типа как раз и является многофункциональность, сочетающая бизнес-офисы, жилые апартаменты, гостиницы, торговлю и развлечения, на фоне высокоплотной многоэтажной застройки. От решения проблемы формирования различных сред зависит вопрос комфортности пребывания внутри комплекса, а значит, привлекательность продукта в целом. Становится актуальным вопрос логистики, поскольку происходит увеличение автомобильных и людских потоков: движение посетителей торгового центра, работников офисов и жильцов апартаментов. Автомобильное движение в городе вообще и в таких зонах в частности представляет собой большую проблему. В Европе обычно вводят запрет на въезд в деловые районы, а стоянки внутри них чрезвычайно дороги.

Отдельную полемику вызывает вопрос размещения сити-центров в городе. Зарубежный опыт показывает тенденцию вынесения подобных зон за пределы исторического центра города (Докленд в Лондоне или Дефанс в Париже), однако и не на самою окраину. Такое планировочное решение считается оптимальным с точки зрения сохранения исторической среды и доступности бизнес-центра.

Примером многофункциональных объектов в городской среде становятся крупные торгово-обслуживающие комплексы, в которых сочетаются торговля и предоставление других видов услуг. Торгово-обслуживающие комплексы – результат эволюции торговых центров, появившихся в США в 1950-х гг. и получивших широкое распространение во всем мире. На Западе первоначально торговые центры возводились в пригородах, чтобы обеспечить разрастающиеся окраины объектами торговли и общественного обслуживания. Однако, начиная с 1970-х гг., когда упор был сделан на реконструкцию уже сложившихся городских территорий, они все чаще стали строиться в центральных районах городов.

Традиционный торгово-обслуживающий комплекс состоит из протяженных крытых общественных пространств – пассажей или моллов (от англ. mall – аллея для гуляний), напоминающих городские улицы, вдоль которых размещаются объекты торговли и обслуживания – специализированные и универсальные магазины, кафе, рестораны и многое другое. Моллы являются местами встреч, в них организуются концерты, демонстрации мод, другие общественные мероприятия.

Изначально в торгово-обслуживающих комплексах преобладала торговая функция, но на сегодняшний день активно утверждается развлекательная, досуговая. В состав комплексов входят многозальные кинотеатры, детские аттракционы, спортивные залы, а в последнее время – и рекреационные объекты – парки, искусственные озера.

Непременной составляющей каждого торгово-обслуживающего комплекса является фудкорт (от англ. food court – ресторанный дворик) – пространство, вокруг которого сконцентрированы рестораны, кафе, предприятия быстрого питания. Фудкорт выполняет функцию главной площади, где можно отдохнуть, перекусить, пообщаться с друзьями — почувствовать себя в самом центре жизни комплекса.

В Западной Европе торгово-обслуживающие комплексы сегодня строятся преимущественно в центрах городов, а не на окраинах. Например, в Великобритании в 2005 г. была принята новая редакция бюллетеня о политике планирования (PPS6), в котором рекомендуется размещать их в городской черте, желательно в центрах городов, причем к архитектурному облику комплексов предъявляются повышенные эстетические требования.

Строительство торгово-обслуживающих комплексов в планировочном центре города требует гораздо больших финансовых затрат, чем в периферийной зоне. В то же время выгодное местоположение способствует их быстрой окупаемости.

Активное внедрение в современный мир научно-технического прогресса также вызывает новые вопросы для проектировщиков. Новые градостроительные формы рождаются из необходимости тесного взаимодействия науки, техники и производства – это технологические парки. Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech), эти формы интеграции науки с промышленностью относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

В современном мире есть достаточно много успешных примеров создания технопарков. В США размещение технопарков чаще всего тяготеет к ВУЗовским структурам. Японская модель, напротив, предполагает строительство совершенно новых городов – так называемых «технополисов», сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Для проектирования «технополиса» в Японии задаются следующие критерии:

Таким образом, современные подходы в проектировании основаны на подходе к урбанизированному пространству, как системе, сочетающей материально-техническую, природно-ландшафтную и социально-духовную составляющие, взаимовлияющие и взаимодополняющие друг друга. Создание привлекательной городской среды важно как с социальной позиции, где учитываются психологические и эмоциональные особенности человека, так и с экономической, где город как товар должен приносить коммерческую прибыль. Работа проектировщиков напрямую связана с современным образом жизни человека, когда новые виды производственной и досуговой деятельности заставляют создавать новые градостроительные объекты, отражающие в своей многофункциональности весь её динамизм и разнообразие.