logo
Территориальное_планирование_пр2

Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта

Отдельной проблемой для городов является транспортный вопрос. Транспорт одинаково необходим и вреден как основной источник химического и шумового загрязнения городской среды. Большинство больших городов и их ближайшие пригороды страдают от огромных автомобильных пробок. Причем транспортная перегруженность городского пространства сказывается не только на ухудшении экологической обстановки, но и на снижении производительности труда населения, которое все больше времени тратит на дорогу.

Для решения транспортной проблемы в некоторых городах применяются новые информационные технологии – интеллектуальные системы управления дорожным движением (радары, сенсоры, спутниковые навигационные системы), которые призваны организовать в городах более эффективное и безопасное дорожное движение.

Многими городами практикуется дестимулирование пользования личным транспортом путем ограничения возможностей парковки и увеличения расходов на эксплуатацию автомобиля. Город может поднять плату за регистрацию автомобиля и получение номеров, увеличить плату за стоянку и штрафы за неправильную парковку и ужесточить наказания за мелкие правонарушения на дороге. Во Флоренции и некоторых других крупных европейских городах, например, построили огромные парковки на въезде в город и запретили личным автомобилям въезжать в центр. Также в Европе вводятся жесткие стандарты чистоты выхлопа, чтобы снизить спрос на большие машины.

Когда города стремятся сделать использование личного транспорта в центрах городов менее популярным, они испытывают соответствующее давление, заставляющее их совершенствовать системы коллективных перевозок. Так в последние годы в крупных европейских городах происходит активное развитие внеуличных видов рельсового транспорта.

Альтернативная идея в отношении к транспортной сети выдвигается американской исследовательницей Джейн Джекобс. На основе своих наблюдений она делает вывод, что модели планировщиков, исходящие из предположения, что при закрытии улицы для движения трафик перемещается в другое место, ошибочны. Когда дорогу закрывают, порядка 20% трафика, который шел через нее, исчезает из-за переменчивости способов перемещения населения. И напротив строительство новых дорог порождает увеличение движения.

Д. Джекобс критикует современную концепцию построения транспортной сети городов, где в приоритетах заложено достижение максимальной скорости движения за счет строительства обособленных хайвеев и ограничения маневрирования знаками типа «поворот направо запрещен» и «остановка запрещена». Исследовательница говорит о неверном целеполагании в проектировании транспортной сети, где само движение важнее, чем место назначения, цель этого движения.

Джейн Джекобс выявила прямую зависимость между основным видом транспортных средств, которые используются в ежедневных передвижениях и степенью консолидации городской общины. Эта связь наглядно прослеживается в следующей ситуации. Компания» Дженерал Моторс», реализуя стратегию стимулирования приобретения автомобилей, в одном городе инвестировала строительство транспортной развязки, в которую «не вписывались» большие городские автобусы. Общественный автобус отменили на этом маршруте, люди стали пользоваться автомобилями для внутригородских передвижений. Через некоторое время община распалась. Таким образом, вопросы транспорта напрямую связаны со стратегическими аспектами общественной жизни.