Содержание документов территориального планирования
Подготовка перечисленных выше схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно к указанным территориям.
Документы территориального планирования Российской Федерации планируют размещение объектов капитального строительства федерального значения20.
Кроме того, на картах, которые содержатся в документах территориального планирования Российской Федерации, в числе прочих границ, отображаются:
«2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель…
6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения»21.
Основные виды документов территориального планирования субъектов Федерации аналогичны схемам территориального планирования Российской Федерации:
Схема 4.4.1. Содержание Схемы территориального планирования РФ
Схема 4.4.2. Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования РФ
Отраслевые схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, отражающие развитие отдельных отраслей и территорий регионального значения, а также использование и охрану отдельных видов природных ресурсов регионального значения в масштабе субъекта Федерации в целом или его части.
Комплексные схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, отражающие развитие территорий в целом в масштабе субъекта Федерации в целом или его части.
Схема 4.4.3. Содержание Схемы территориального планирования субъекта РФ
Схема 4.4.4. Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования субъекта РФ
Схема 4.4.5. Согласование Схемы территориального планирования субъекта РФ
Подготовка указанных выше схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно к указанным территориям.
Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации включают в себя «…карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.»22.
Документы территориального планирования муниципальных образований подразделяются на схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений и городских округов и включают в себя прежде всего карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности соответствующего муниципалитета, а также границы планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения23.
Более подробно о составе и содержании документов территориального планирования муниципальных образований будет рассказано в следующей теме, здесь хотелось бы ещё раз обратить внимание на специфику сегодняшнего территориального планирования, связанную, как уже отмечалось выше, с различием объектов планирования по формам собственности.
Это означает, что все уровни документов территориального планирования являются юридически самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом, прежде всего через механизмы согласования различных интересов – федеральных, региональных, местных, частных. На практике это является чрезвычайно важным обстоятельством, позволяющим органам власти любого уровня самостоятельно разрабатывать, согласовывать и утверждать требующиеся в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования, не дожидаясь, когда будут «спущены сверху» некие директивы в виде проекта более высокого уровня.
В то же время, учитывая такие принципы градостроительного и территориального планирования, как системность и комплексность, юридическая самостоятельность не только не исключает, но и предполагает содержательную взаимосвязь документов территориального планирования различных уровней.
В самом деле, одна из первых проблем, с которой столкнётся, например, разработчик (а вместе с ним и заказчик, обязанный предоставлять необходимые исходные данные) схемы территориального планирования муниципального района, – это формирование обоснований данного проекта, в составе которых одно из первых мест занимают «карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации…»24.
Вполне понятно, что если такие схемы реально существуют, то специалисту-градостроителю не составит большого труда вычленить из них необходимую информацию и подготовить требующиеся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанные выше карты.
Но если такие схемы не разработаны или ещё не утверждены в установленном порядке, задача значительно усложняется, так как авторам при самом непосредственном участии заказчика придётся добывать из многочисленных федеральных органов, органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации необходимую информацию, заниматься её анализом, систематизацией, структуризацией, приведением к требуемому масштабу схемы территориального планирования конкретного муниципального района и т.д.
Известно, что ничто не ценится так дорого, как информация, особенно в нашей стране в период её стремительного перехода к рыночным отношениям. Большой опыт практической работы в области градостроительства показывает, что основное время и основные затраты по проекту приходятся на сбор и обработку необходимой информации. И если в советское время учреждения, предприятия и организации делились этой информацией с проектировщиками, пусть не с большой охотой, то с пониманием и практически бесплатно, то сегодня картина перевернулась на 180 градусов – практически не осталось ни одного государственного органа, который бы предоставлял бесплатную информацию, а частные структуры нередко просто игнорируют поступающие к ним запросы, скрываясь за завесой коммерческой тайны.
Кроме того, отсутствие схем территориального планирования более высокого уровня значительно затрудняет процесс подготовки проектных решений, заставляя проектировщика нередко думать за вышестоящие органы, что всегда чревато непредсказуемыми последствиями и приводит к усложнению процедуры согласований.
Говоря о территориальном планировании в целом как определённой стадии проектных работ, следует отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации выстроен единый методологический подход к выполнению, составу и содержанию всех видов документов территориального планирования, независимо от их уровня – федерального, регионального или местного, что позволяет сделать некоторые обобщения, вполне уместные в данной работе, которые дадут возможность лучше понять суть этих проектов.
Итак, в самом общем виде схема территориального планирования включает в себя проект схемы территориального планирования и материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования.
Проект схемы территориального планирования представляет из себя проектное решение, представляемое на утверждение, и состоит из текстовой и графической частей.
В текстовой части проекта схемы территориального планирования содержатся положения о территориальном планировании, в которых определяются предмет, цели и задачи соответствующей схемы территориального планирования, а также даются перечень мероприятий по его осуществлению и указание на последовательность их выполнения.
Предмет схемы территориального планирования – это планирование развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, зон с особыми условиями использования территории для определённых нужд, в зависимости от уровня схемы.
Цели любой схемы территориального планирования – обеспечение устойчивого развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур соответствующего значения, обеспечение интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект.
В общий перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения включены предложения по:
обеспечению устойчивого развития территорий соответствующего значения, включающие в себя разработку стратегии развития соответствующей области деятельности, основанной на принципах устойчивого развития;
развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур соответствующего значения;
обеспечению интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект схемы территориального планирования Российской Федерации;
установлению функциональных зон с определением их границ и функционального назначения;
установлению зон с особыми условиями использования территории для соответствующего нужд;
установлению зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения;
и другие.
Графическая часть проектов схем территориального планирования включает в себя карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, а также существующие и планируемые границы территорий и земель, определённых Градостроительным кодексом РФ.
Также можно сформулировать следующие требования к масштабу графических материалов проектов схем территориального планирования:
Графические материалы проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя всю территорию страны, выполняются в масштабе 1:4000000 – 1:2500000.
Графические материалы проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя часть территории страны, выполняются в масштабе 1:2500000 – 1:500000.
Графические материалы проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающих в себя всю территорию субъекта Федерации, выполняются в масштабе 1:200000 – 1:100000.
Графические материалы проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающих в себя часть территории субъекта, выполняются в масштабе 1:100000 – 1:50000.
Графические материалы проектов схем территориального планирования муниципальных районов, выполняются в масштабе 1:50000 – 1:25000.
Графические материалы проектов генеральных планов городских округов выполняются в масштабе 1:50000 – 1:25000.
Графические материалы проектов генеральных планов поселений выполняются в масштабе 1:10000 – 1:5000.
Для обеспечения возможности графического выражения границ объектов и территорий, в составе схем территориального планирования и генеральных планах возможно выполнение фрагментов графических материалов в более крупном масштабе, устанавливаемое в задании на проектирование.
Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования подготавливаются в целях утверждения схем территориального планирования и состоят из текстовой и графической частей.
Текстовая часть материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования включает в себя:
Обоснование вариантов решения задач территориального планирования.
Перечень мероприятий по территориальному планированию.
Обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации.
Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Графическая часть материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования включает в себя:
Карты (схемы) использования соответствующей территории с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории.
Карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования других уровней.
Карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, в том числе с учётом результатов инженерных изысканий.
Карты (схемы) планируемого изменения границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий соответствующего значения, границ земель обороны и безопасности.
Карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения.
Иные карты (схемы), перечень которых устанавливается заданием на проектирование.
Карты (схемы) по обоснованию проектов схем территориального планирования по согласованию с заказчиком могут совмещаться.
Масштаб графических материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования должен соответствовать масштабу, принятому для графических материалов проектов.
Состав, содержание и масштаб карт (схем), отражающих проектное решение или обоснование проектов схем территориального планирования, уточняются техническим заданием на разработку проекта.
Таким образом, руководствуясь приведёнными выше тезисными положениями, любой заказчик (в нашем случае – глава муниципального образования) может достаточно определённо представить себе, какого рода документ он должен получить от проектировщиков, как по форме и содержанию, так и по объёму представляемого материала.
Схема 4.4.6. Порядок подготовки проекта генерального плана поселения, городского округа; схемы территориального планирования (СТП) муниципального района
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Документы территориального планирования муниципальных образований – представляют собой схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений и городских округов и включают в себя прежде всего карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности соответствующего муниципалитета, а также границы планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
Комплексные схемы территориального планирования Российской Федерации – документы территориального планирования, отражающие развитие территорий в целом в масштабе Российской Федерации, федеральных округов или двух и более субъектов Российской Федерации.
Отраслевые схемы территориального планирования Российской Федерации – документы территориального планирования, отражающие развитие отдельных отраслей и территорий федерального значения, а также использование и охрану отдельных видов природных ресурсов федерального значения в масштабе Российской Федерации в целом, федеральных округов или двух и более субъектов Российской Федерации:
Предмет схемы территориального планирования – это планирование развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, зон с особыми условиями использования территории для определённых нужд, в зависимости от уровня схемы.
Проект схемы территориального планирования – представляет из себя проектное решение, представляемое на утверждение, и состоит из текстовой и графической частей.
Цели любой схемы территориального планирования – обеспечение устойчивого развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур соответствующего значения, обеспечение интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание