logo
Территориальное_планирование_пр2

Содержание документов территориального планирования

Подготовка перечисленных выше схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно к указанным территориям.

Документы территориального планирования Российской Федерации планируют размещение объектов капитального строительства федерального значения20.

Кроме того, на картах, которые содержатся в документах территориального планирования Российской Федерации, в числе прочих границ, отображаются:

«2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель…

6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения»21.

Основные виды документов территориального планирования субъектов Федерации аналогичны схемам территориального планирования Российской Федерации:

Схема 4.4.1. Содержание Схемы территориального планирования РФ

Схема 4.4.2. Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования РФ

Схема 4.4.3. Содержание Схемы территориального планирования субъекта РФ

Схема 4.4.4. Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования субъекта РФ

Схема 4.4.5. Согласование Схемы территориального планирования субъекта РФ

Подготовка указанных выше схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно к указанным территориям.

Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации включают в себя «…карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.»22.

Документы территориального планирования муниципальных образований подразделяются на схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений и городских округов и включают в себя прежде всего карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности соответствующего муниципалитета, а также границы планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения23.

Более подробно о составе и содержании документов территориального планирования муниципальных образований будет рассказано в следующей теме, здесь хотелось бы ещё раз обратить внимание на специфику сегодняшнего территориального планирования, связанную, как уже отмечалось выше, с различием объектов планирования по формам собственности.

Это означает, что все уровни документов территориального планирования являются юридически самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом, прежде всего через механизмы согласования различных интересов – федеральных, региональных, местных, частных. На практике это является чрезвычайно важным обстоятельством, позволяющим органам власти любого уровня самостоятельно разрабатывать, согласовывать и утверждать требующиеся в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования, не дожидаясь, когда будут «спущены сверху» некие директивы в виде проекта более высокого уровня.

В то же время, учитывая такие принципы градостроительного и территориального планирования, как системность и комплексность, юридическая самостоятельность не только не исключает, но и предполагает содержательную взаимосвязь документов территориального планирования различных уровней.

В самом деле, одна из первых проблем, с которой столкнётся, например, разработчик (а вместе с ним и заказчик, обязанный предоставлять необходимые исходные данные) схемы территориального планирования муниципального района, – это формирование обоснований данного проекта, в составе которых одно из первых мест занимают «карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации…»24.

Вполне понятно, что если такие схемы реально существуют, то специалисту-градостроителю не составит большого труда вычленить из них необходимую информацию и подготовить требующиеся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанные выше карты.

Но если такие схемы не разработаны или ещё не утверждены в установленном порядке, задача значительно усложняется, так как авторам при самом непосредственном участии заказчика придётся добывать из многочисленных федеральных органов, органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации необходимую информацию, заниматься её анализом, систематизацией, структуризацией, приведением к требуемому масштабу схемы территориального планирования конкретного муниципального района и т.д.

Известно, что ничто не ценится так дорого, как информация, особенно в нашей стране в период её стремительного перехода к рыночным отношениям. Большой опыт практической работы в области градостроительства показывает, что основное время и основные затраты по проекту приходятся на сбор и обработку необходимой информации. И если в советское время учреждения, предприятия и организации делились этой информацией с проектировщиками, пусть не с большой охотой, то с пониманием и практически бесплатно, то сегодня картина перевернулась на 180 градусов – практически не осталось ни одного государственного органа, который бы предоставлял бесплатную информацию, а частные структуры нередко просто игнорируют поступающие к ним запросы, скрываясь за завесой коммерческой тайны.

Кроме того, отсутствие схем территориального планирования более высокого уровня значительно затрудняет процесс подготовки проектных решений, заставляя проектировщика нередко думать за вышестоящие органы, что всегда чревато непредсказуемыми последствиями и приводит к усложнению процедуры согласований.

Говоря о территориальном планировании в целом как определённой стадии проектных работ, следует отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации выстроен единый методологический подход к выполнению, составу и содержанию всех видов документов территориального планирования, независимо от их уровня – федерального, регионального или местного, что позволяет сделать некоторые обобщения, вполне уместные в данной работе, которые дадут возможность лучше понять суть этих проектов.

Итак, в самом общем виде схема территориального планирования включает в себя проект схемы территориального планирования и материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования.

Проект схемы территориального планирования представляет из себя проектное решение, представляемое на утверждение, и состоит из текстовой и графической частей.

В текстовой части проекта схемы территориального планирования содержатся положения о территориальном планировании, в которых определяются предмет, цели и задачи соответствующей схемы территориального планирования, а также даются перечень мероприятий по его осуществлению и указание на последовательность их выполнения.

Предмет схемы территориального планирования – это планирование развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, зон с особыми условиями использования территории для определённых нужд, в зависимости от уровня схемы.

Цели любой схемы территориального планирования – обеспечение устойчивого развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур соответствующего значения, обеспечение интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект.

В общий перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения включены предложения по:

Графическая часть проектов схем территориального планирования включает в себя карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, а также существующие и планируемые границы территорий и земель, определённых Градостроительным кодексом РФ.

Также можно сформулировать следующие требования к масштабу графических материалов проектов схем территориального планирования:

Графические материалы проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя всю территорию страны, выполняются в масштабе 1:4000000 – 1:2500000.

Графические материалы проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя часть территории страны, выполняются в масштабе 1:2500000 – 1:500000.

Графические материалы проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающих в себя всю территорию субъекта Федерации, выполняются в масштабе 1:200000 – 1:100000.

Графические материалы проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающих в себя часть территории субъекта, выполняются в масштабе 1:100000 – 1:50000.

Графические материалы проектов схем территориального планирования муниципальных районов, выполняются в масштабе 1:50000 – 1:25000.

Графические материалы проектов генеральных планов городских округов выполняются в масштабе 1:50000 – 1:25000.

Графические материалы проектов генеральных планов поселений выполняются в масштабе 1:10000 – 1:5000.

Для обеспечения возможности графического выражения границ объектов и территорий, в составе схем территориального планирования и генеральных планах возможно выполнение фрагментов графических материалов в более крупном масштабе, устанавливаемое в задании на проектирование.

Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования подготавливаются в целях утверждения схем территориального планирования и состоят из текстовой и графической частей.

Текстовая часть материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования включает в себя:

Графическая часть материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования включает в себя:

Карты (схемы) по обоснованию проектов схем территориального планирования по согласованию с заказчиком могут совмещаться.

Масштаб графических материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования должен соответствовать масштабу, принятому для графических материалов проектов.

Состав, содержание и масштаб карт (схем), отражающих проектное решение или обоснование проектов схем территориального планирования, уточняются техническим заданием на разработку проекта.

Таким образом, руководствуясь приведёнными выше тезисными положениями, любой заказчик (в нашем случае – глава муниципального образования) может достаточно определённо представить себе, какого рода документ он должен получить от проектировщиков, как по форме и содержанию, так и по объёму представляемого материала.

Схема 4.4.6. Порядок подготовки проекта генерального плана поселения, городского округа; схемы территориального планирования (СТП) муниципального района

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Документы территориального планирования муниципальных образований – представляют собой схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений и городских округов и включают в себя прежде всего карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности соответствующего муниципалитета, а также границы планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Комплексные схемы территориального планирования Российской Федерации – документы территориального планирования, отражающие развитие территорий в целом в масштабе Российской Федерации, федеральных округов или двух и более субъектов Российской Федерации.

Отраслевые схемы территориального планирования Российской Федерации – документы территориального планирования, отражающие развитие отдельных отраслей и территорий федерального значения, а также использование и охрану отдельных видов природных ресурсов федерального значения в масштабе Российской Федерации в целом, федеральных округов или двух и более субъектов Российской Федерации:

Предмет схемы территориального планирования – это планирование развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения, зон с особыми условиями использования территории для определённых нужд, в зависимости от уровня схемы.

Проект схемы территориального планирования – представляет из себя проектное решение, представляемое на утверждение, и состоит из текстовой и графической частей.

Цели любой схемы территориального планирования – обеспечение устойчивого развития территорий соответствующего значения в соответствующей области деятельности, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур соответствующего значения, обеспечение интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.