Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
Уже неоднократно встретившееся в данной теме понятие «устойчивое развитие» требует более подробного разъяснения, несмотря на то что ему будет посвящён целый раздел учебного пособия. Дело в том, что принципы устойчивого развития сегодня стали новым системообразующим фактором в градостроительстве, получившим законодательное закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации5.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся Глобальный Форум на высшем уровне по проблемам планеты Земля, на которой были выработаны принципы Всемирного плана действий в области международного сотрудничества, названного «Повесткой дня на ХХI век». Это событие во многом определило основные направления развития в ближайшем будущем, сформулировав и провозгласив принципы устойчивого развития планеты в целом, страны, региона, города как основополагающие для политиков, специалистов и всех жителей Земли.
Устойчивое развитие согласно «Повестке дня на ХХI век» – это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.
Идеи, озвученные в Рио-де-Жанейро, были развиты в последующие годы на целом ряде всемирных конференций, из которых особо важное значение для осмысления проблем развития поселений имела Конференции ООН по населенным пунктам в 1996 г. в г. Стамбуле («Хабитат II»), и принятые на ней документы – «Стамбульская Декларация по населенным пунктам» и «Повестка дня Хабитат».
Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что Россия подписала на самом высоком уровне основной документ Глобального Форума в Рио-де-Жанейро, официально признав его как руководство к действию. Кроме того, Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», и представляется, что государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации может оказаться той самой общенациональной идеей, способной объединить все силы нашего общества для возрождения России.
В соответствии с данной Концепцией одним из важнейших условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы». В Концепции прямо говорится о том, что «переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех её регионов»6.
Особую тревогу сегодня вызывают города как среда обитания человека, накопившиеся в городах социальные, экономические и градостроительные проблемы усугубляются постоянно ухудшающейся экологической обстановкой.
Устойчивое развитие городских поселений – это долговременный планомерный процесс, требующий глубокого понимания у всех слоёв населения. Накопившиеся проблемы можно успешно решать только в случае стабилизации политической, экономической и социальной ситуации в стране. Это позволит обеспечить последовательное решение всех проблем, выявленных в результате анализа современного состояния городской среды на основе комплексного подхода с учетом социальных, экологических, экономических, инженерно-технических аспектов и институциональных факторов.
В рамках Организации Объединённых Наций действует Программа ООН по населённым пунктам ООН-ХАБИТАТ, вырабатывающая наиболее эффективные пути и методы достижения реального устойчивого развития.
ООН-ХАБИТАТ исходит прежде всего из целей и принципов, изложенных в «Стамбульской Декларации по населённым пунктам» и «Повестке дня Хабитат», – международных документах, охвативших такие глобальные взаимосвязанные проблемы, как обеспечение надлежащего жилья для всех и устойчивое развития населённых пунктов в урбанизирующемся мире и наиболее полно соответствующих целям и принципам Устава Организации Объединённых Наций и международному праву.
Важнейшим положением этих документов является требование рассматривать проблемы населённых пунктов комплексно, в системной зависимости, с учётом политической, экономической, экологической, этической и духовной перспективы, исходя из принципов равенства, солидарности, партнёрства, человеческого достоинства, уважения и сотрудничества.
Можно выделить следующие основные факторы устойчивости развития:
Экологическое равновесие – ограничение экономической деятельности возможностями хозяйственной ёмкости биосферы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически ориентированных методов управления и т.п.
Вторым фактором устойчивого развития является экономическая стабильность, обеспечение которой предлагается сегодня, в основном, на основе рыночной системы экономики.
Достижение экономической стабильности обеспечивается с помощью высокой деловой активности, использования в хозяйственном обороте всех имеющихся производственных мощностей, развития инвестиционной деятельности и т.п.
Третьим фактором устойчивого развития является социальное благополучие – отсутствие безработицы и социальных конфликтов, высокое качество жизни, низкая заболеваемость и детская смертность и др.
Это наиболее сложно решаемые проблемы. Сегодня в мире половина человечества живёт плохо, а более пятой его части – очень плохо. Тенденции при этом таковы, что нищета через рост численности населения порождает нищету (часто это связано с менталитетом, традициями, конфессиональными особенностями, образованием и так далее, то есть с неэкономическими факторами). Таким образом, с решением социальных проблем тесно связаны демографические проблемы.
При решении социальных проблем главная социальная функция – это социальная справедливость, то есть распределение богатства, снижающее уровень голодных, бездомных и безработных, обеспечение человеческого достоинства и уважения.
Следующей по значимости проблемой является общественное сознание, которое пока ещё очень далеко от уровня, который необходим для реализации устойчивого развития. Тем не менее в общественное сознание необходимо внедрять идеи устойчивого развития и это становится эффективным тогда, когда подключается мировое научное сообщество, международные организации, средства массовой информации и системы образования. Устойчивое развитие сложно обеспечить в одной, отдельно взятой стране. Поэтому его четвёртым важнейшим фактором является международная солидарность – обмен опытом различных городов по обеспечению устойчивого развития и распространение его в мире.
Необходимы согласованные усилия всех стран, сотрудничество, партнёрство, системы соглашений, взаимное уважение, тесная кооперация, формирование международной системы финансовой поддержки устойчивого развития, ряд других практических шагов, направленных на международную кооперацию в инвестиционной и других видах деятельности.
Таким образом, важнейшим методологическим принципом современной градостроительной практики становится обеспечение устойчивого развития поселений и межселенных территорий, что является достаточно сложной задачей на всех уровнях градостроительного планирования.
Необходимо особо выделить следующие цели и принципы, изложенные в «Повестке дня Хабитат», которые являются руководящими при формулировании задач по обеспечению устойчивого развития населённых пунктов:
соответствие задач целям и принципам Устава ООН и международному праву;
защита прав и свобод человека, включая право на жильё, здравоохранение, продукты питания, воду, природные и культурные ресурсы и т.д.;
осуществление «Повестки дня Хабитат» не только суверенное право, но и обязанность каждого государства;
обеспечение надлежащего жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов способствует формированию более стабильного и равноправного мира;
учёт особенностей обеспечения устойчивого развития стран с переходной экономикой;
сбалансированное производство, потребление и транспорт с учётом национальных особенностей, требований сохранения экосистем, культурного разнообразия, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и благополучия будущих поколений;
учёт архитектурно-пространственных решений, структуры землепользования, доступности основных товаров, услуг и общественных благ являются важнейшими определяющими факторами благоустроенности населённых пунктов, обеспечению устойчивости их развития;
поддержка семьи как фактора, играющего важную роль в проектировании, развитии и управлении населёнными пунктами;
признание всеми людьми своей ответственности за уважение и защиту прав других людей, включая будущие поколения;
налаживание широких партнёрских связей между странами и всеми субъектами внутри стран как важнейшего условия обеспечения устойчивого развития;
проявление солидарности, терпимости, недискриминации и сотрудничества как основы социального единения всех групп населения, включая обездоленных и уязвимых.
Основная проблема в настоящее время заключается в поиске оптимальных путей управления процессом развития населённых пунктов в условиях стремительно урбанизирующегося мира. Путей, которые позволили бы решить социально-экономические и природоохранные задачи устойчивого развития, ликвидировать слабые стороны прежней политики в области населённых пунктов и обеспечить удовлетворение растущей потребности в демократических методах управления на всех уровнях общества.
Следует отметить, что успех «Повестки-21 Рио-де-Жанейро» в том, что в ней удалось сформулировать идеологию будущего мира, в котором, как уже отмечалось ранее, должны присутствовать экономическая стабильность, социальное благополучие, экологическое равновесие, международная солидарность, которые являются основными, базовыми факторами устойчивого развития территорий.
Таким образом, изучение и практическое следование международным принципам устойчивого развития является не только формальным требованием соблюдения подписанных международных документов, выполнения норм законодательства Российской Федерации, – оно, по существу, поможет сформировать проектные документы нового поколения, отражающие реалии сегодняшнего дня и предлагающие программы конкретных действий по развитию наших населённых пунктов, созданию благоприятного инвестиционного климата, достижению социального согласия «не вообще», а в пределах конкретного города, решению экологических проблем, формированию среды жизнедеятельности, достойной нашего народа.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание