logo
Территориальное_планирование_пр2

2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.

Выделение значимых для проектирования типов активности, которые должны быть поддержаны соответствующими параметрами качеств среды – это также задача гуманитарного проектирования. Ответ на вопрос о значимых типах активности зависит и от специфики территории/города и от целей планирования. Это могут быть живущие в данном месте. Например, в одном городе мэр задал молодежи вопрос: «почему молодежь уезжает, несмотря на то, что мы столько денег тратим на попытки ее удержать?». И получил ответ от молодежи: «Этот город – не для молодых». И у молодежи этого города нужно выяснить, что она включает в качество «город для молодых». А «пивной король» в том же городе сообщил, что город так устроен, что он не знает, где ему пивные точки ставить. Т.е. городская среда не формирует устойчивых потоков, на которых живет бизнес, которые повышают стоимость городской земли.

Совершенно неожиданные требования к проекту могут появиться в результате исследования культурных особенностей и традиций. Так, консультации с представителями коренных малочисленных народов Севера выявили совершенно неожиданное для европейского менталитета требование проектировать в полярном городе подъездные пути для оленей. А при проектировании застройки Магаса, новой столицы Ингушетии, проект пришлось корректировать, т.к. разработчики не учли особенности мусульманской традиции ориентировать общественные здания в сторону Мекки. Досуг, рекреация – это не только сфера активности, но и область «творчества масс». Опыт показывает, что люди охотно вовлекаются в обсуждение вопросов территориального планирования именно в этом аспекте. И задача соответствия рекреационных функциональных зон видам досуговой и рекреационной активности может быть решена только в кооперации. Комплексная дворовая площадка — это идеальное представление об организации общественного пространства представителей старшего поколения. В этом «комплексе» должны быть тихая зона для пенсионеров, универсальная площадка для игр с мячом, для мам с детьми. А для такой группы горожан, как «молодежь» необходим ответ на вопрос о проектировании городского «пространства молодых», которое стало бы гуманитарным фактором укоренения молодежи в городе. По закону Б.Рассела, в больших городах снижается потребность в общении по месту жительства. Молодежь уже не имеет потребности объединяться по месту жительства. Для нее идеальны общегородские места молодежной активности и для сегодняшней молодежи нужно проектировать не хоккейные или волейбольные поля, а общегородское пространство. Причем, у этого пространства должно быть качество «гибкости», потому что сегодня нужна площадка для скайнборда, а завтра будет модно что-то другое. Для «пространства молодых» нужно проектировать не по нормативам «общепита», а избыток общественного досугового пространства (кафе, пешеходные зоны и пр.).

Для фиксации в документах территориального планирования параметров воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений предложена конструкция «горожанин».

И обязательно необходимо выявить и учесть общественные ценности, присущие данному месту. Общественность – это необходимый территориальный/городской субъект, который удерживает ценности. Ценности не имеют отношения к прагматическим потребностям, но люди готовы за них бороться.