logo
Территориальное_планирование_пр2

Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения

Учитывая важность и сложность работы с населением, представляется целесообразным на уровне, прежде всего, городского округа и поселения, где Кодекс предписывает проводить публичные слушания по генеральным планам и проектам планировки территории46, принять отдельный нормативно-правовой акт, детализирующий соответствующие положения Кодекса в целях обеспечения всем заинтересованным хозяйственным субъектам и жителям муниципального образования возможность реально участвовать в обсуждении принимаемых нормативных и проектных решений.

Ниже приведены рекомендации по структуре, составу и содержанию такого нормативно-правового акта, который, по нашему мнению, должен включать в себя:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Общественность – граждане (физические лица), их объединения, общественные и другие организации, иные юридические лица, являющиеся пользователями объектов градостроительной деятельности и заявившие о своих интересах в отношении генеральных планов и проектов планировки территории поселения или городского округа в соответствии с регламентом, предусмотренным настоящим актом.

Информирование общественности деятельность органов местного самоуправления по предоставлению общественности официальной градостроительной информации.

Официальные публичные слушания – обязательная официальная процедура, обеспечивающая для общественности возможность выразить свое мнение в отношении генерального плана, проекта планировки территории по результатам знакомства с доступной, в том числе официальной информацией, проводимая до представления данной документации на утверждение.

Общественная экспертиза – экспертиза проекта, проводимая по инициативе и за средства общественности47.

Альтернативный проект – проектная, научная разработка, выполняемая по инициативе и за средства общественности, не согласной с генеральным планом или проектом планировки территории, и осуществляемая лицензированными специалистами или организациями.

Цели нормативно-правового акта:

Задача нормативно-правового акта:

Обеспечение прав жителей на информацию о состоянии городской среды и участие в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды путём разработки специальных правил и процедур, создающих условия для свободного волеизъявления граждан.

Предмет регулирования.

Отношения общественности с органами местного самоуправления, инвесторами, заказчиками и проектировщиками и иными организациями в сфере градостроительной деятельности.

Права общественности на получение информации о состоянии городской среды и участие в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды.

Уставом и нормативно-правовыми актами муниципального образования гражданам, их объединениям, общественным и иным организациям, юридическим лицам гарантируются права на:

Получение официальной градостроительной информации.

К официальной градостроительной информации относятся:

  1. Государственное, городское градостроительное законодательство.

  2. Государственные нормативно-правовые акты по градостроительству.

  3. Городские правила землепользования и застройки.

  4. Нормативная документация в строительстве.

  5. Градостроительные договоры, заключаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления.

  6. Утверждённый или представленный на утверждение органам местного самоуправления генеральный план городского округа или поселения, проект планировки территории.

  7. Заключения государственной экспертизы по генеральному плану.

  8. Постановления представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана или проекта планировки территории.

  9. Перечень организаций и официальных лиц, согласовавших генеральный план или проект планировки территории.

  10. Тематика, сроки и условия проведения публичных слушаний по генеральному плану или проекту планировки территории, протоколы слушаний.

Всякая другая информация, выходящая за требования, указанные в пунктах 1-10 является неофициальной и представляется с согласия держателя информации либо в судебном порядке.

Информация, отнесённая к государственной тайне, представляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Представление официальной градостроительной информации.

Официальную градостроительную информацию предоставляют:

  1. Уполномоченные органы местного самоуправления в области градостроительной деятельности по вопросам: государственного законодательства, местных нормативно-правовых актов по градостроительной деятельности, городским правилам землепользования и застройки, градостроительным договорам, генеральному плану и проектам планировки территории, тематике и срокам публичных слушаний проектов, определённых распоряжением городской администрации;

  2. Органы государственной экспертизы, органы государственного контроля и надзора по вопросам: экспертизы и согласования документации, отнесённым к их компетенции.

Указанные выше органы определяют ответственных должностных лиц и время приёма ими граждан и юридических лиц по официальной градостроительной информации.

Градостроительные информационные центры

  1. Орган местного самоуправления создаёт градостроительный информационный центр обслуживания граждан или юридических лиц по вопросам градостроительной деятельности на подведомственной территории – как один из механизмов реализации настоящего нормативно-правового акта.

  2. Состав материалов проектов, представляемых на экспозицию в информационных центрах, определяется уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности по согласованию с заказчиками и разработчиками проектной документации.

  3. Расходы, связанные с предоставлением проекта в информационный центр, оплачиваются заказчиком проектной документации.

  4. Посещение градостроительных информационных центров гражданами бесплатное. Официальная градостроительная информация предоставляется бесплатно.

Публичные слушания по генеральному плану или проектам планировки территории до представления их на утверждение

Целью публичных слушаний является выявление и документальное оформление общественного интереса в отношении разрабатываемого генерального плана или проектам планировки территории до их представления на утверждение.

Публичные слушания финансируются и обеспечиваются заказчиками генерального плана или проектов планировки территории – своими силами или с привлечением специализированных организаций.

Результаты публичных слушаний входят в обязательный перечень документов, который должен быть рассмотрен представительным органом местного самоуправления, принимающим окончательное решение об утверждении проекта.

Обязательный регламент публичных слушаний включает в себя:

Никому не может быть отказано в участии в публичных слушаний на основании места проживания, места работы, должности, расы и на любых иных дискриминационных основаниях.

Лицам, не нарушающим регламент публичных слушаний, не может быть отказано в выражении мнений по обсуждаемому проекту.

Материалы проведенных публичных слушаний хранятся у заказчика проекта в течение всего срока действия документации.

Претензии по нарушению порядка проведения публичных слушаний.

После проведения публичных слушаний в течение 15 дней уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности принимает от граждан и юридических лиц претензии по нарушению регламента проведения слушаний, установленных настоящим нормативно-правовым актом.

В случае официального признания нарушений в регламенте проведения публичных слушаний заказчик обязан провести обсуждение повторно. Затраты на проведение повторного обсуждения несет организация или лицо, допустившие нарушение регламента.

В случае если публичные слушания были проведены с соблюдением установленного регламента, претензии не принимаются и результаты могут оспариваться только в судебном порядке.

Разработка альтернативных проектов и внесение изменений и дополнений в утверждённые проекты.

Разработчиком альтернативного проекта может быть любой гражданин или юридическое лицо. Расходы, связанные с разработкой альтернативного проекта, оплачиваются его инициатором.

Инициатор альтернативного проекта обращается в орган местного самоуправления с письменным заявлением о признании его проекта альтернативным. Орган местного самоуправления в установленный срок после получения заявления с учетом уровня разработанного проекта принимают решение о признании проекта альтернативным с представлением его на экспертизу и общественные слушания или отказе с мотивированным обоснованием.

Альтернативный проект разрабатывается, экспертируется и согласовывается в соответствии с действующим законодательством.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Альтернативный проект – проектная, научная разработка, выполняемая по инициативе и за средства общественности, не согласной с генеральным планом или проектом планировки территории, и осуществляемая лицензированными специалистами или организациями.

Вовлечения населения в процесс принятия градостроительных решений – причастность каждого отдельного человека к решению вопросов, непосредственно его касающихся, а именно, вопросов, связанных с развитием мест его проживания и состоянием окружающей среды.

Информирование общественности – деятельность органов местного самоуправления по предоставлению общественности официальной градостроительной информации.

Общественная экспертиза – экспертиза проекта, проводимая по инициативе и за средства общественности48.

Общественность – граждане (физические лица), их объединения, общественные и другие организации, иные юридические лица, являющиеся пользователями объектов градостроительной деятельности и заявившие о своих интересах в отношении генеральных планов и проектов планировки территории поселения или городского округа, в соответствии с регламентом, предусмотренным настоящим актом.

Официальные публичные слушания – обязательная официальная процедура, обеспечивающая для общественности возможность выразить свое мнение в отношении генерального плана, проекта планировки территории по результатам знакомства с доступной, в том числе официальной информацией, проводимая до представления данной документации на утверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.