logo
Территориальное_планирование_пр2

Анализ ситуации: постиндустриальная экономика

Успешная, способная конкурировать с «монстрами», и – главное, позитивная для территории практика создается территориальными агентами, которые реализуют постиндустриальные схемы.

Широко распространено понимание «постиндустриальной экономики» как:

Первое понимание вступает в противоречие со здравым смыслом и опытом, которые утверждают в качестве основополагающего фактора производство108. Что касается второго понимания, то «наукоемкое производство» было весомо представлено в индустриальной советской экономике. Но, в силу укорененности такого понимания «постиндустриализма», большинство муниципальных управляющих, которые работают в ситуации дефицита базовых ресурсов жизнеобеспечения, уверены, что «постиндустриализм» – это нечто далекое от их действительности, возможное в крупных городах. А у муниципальных управляющих есть более насущные проблемы, помимо «перехода к постиндустриализму». В силу широкой распространенности подобных представлений о постиндустриальной экономике, большинство муниципальных управленцев просто не видят постиндустриальные процессы на территории муниципального образования и, соответственно, не ставят целей поддержки постиндустриальных процессов.

Мы предлагаем другое понятие постиндустриальной экономики, которое помещает постиндустриализм в российскую муниципальную действительность. Постиндустриальной является экономика, в которой меньшая часть добавочной стоимости создается материальными факторами производства, а большая – интеллектуальными факторами: концептом захвата рынка, стратегией конкуренции, дизайном, маркетингом, технологическими разработками. В таком понимании постиндустриализма нет специфических постиндустриальных отраслей или сфер. Сельскохозяйственное производство может быть выстроено как постиндустриальное, а образовательное учреждение работать по индустриальной схеме. Постиндустриализм напрямую не связан с изменением технологии производства. Он начинает развиваться тогда, когда принятие производственных решений начинает осуществляться из точки потребления, задается параметрами потребления109. В этом смысле любое производство в рамках постиндустриальной экономики является услугой потребителю. Принципиально то, что нельзя мыслить в рамке постиндустриализма, оставаясь в рамках производства и в проблематике производства, например, решая проблему «внедрения инноваций». А выстраивать как постиндустриальную альтернативу противопоставление сферы услуг сфере производства – это дезориентация. Постиндустриальная схема выстраивается из точки потребления, и эта схема формирует заказ на товарное производство, науку, технологию, квалификации и компетенции, в отличие от индустриального этапа, в рамках которого техническое новшество инициировало новый массовый продукт.

Необходимо развивать постиндустриальные направления проектирования. Проектирование процесса потребления – базы для развития постиндустриальной экономики на территории, связано с проектированием роста потребностей. Аспекты проектирования жителя территории, как потребителя, сегодня недооценены, поэтому отданы на откуп внешним силам. С одной стороны, есть понимание, что активность людей, их благосостояние напрямую связаны с уровнем потребностей. «Люди практически ничего не хотят, они не хотят много зарабатывать и много потреблять, они ищут работу, где они смогут заработать минимум, не напрягаясь». И другой полюс: мы сетуем на засилье безнравственных с нашей точки зрения потребительских образцов, но у власти нет готовности противопоставить этой мутной волне собственное проектное действие, нет понимания, что это – важнейшее направление управления и проектирования, которое должно быть высокотехнологичным. Бюджетные средства по этому направлению продолжают расходоваться архаически, не технологически, на «работу с молодежью», например. Все усилия мысли и финансовые потоки продолжают направляться в русло материального проектирования. «Чтобы удержать молодежь на селе – нужно доступное жилье!». Но при этом банк распространяет в одной из сельскохозяйственных областей плакат, призывающий работающих в сельском хозяйстве взаимодействовать с банками. На плакате помещен образ крестьянина 19 века (с бородой, в домотканой рубахе). Вопрос – кто из современной активной молодежи с минимальным уровнем потребительских запросов идентифицирует себя с этим образом? И пойдет в сельскохозяйственный бизнес, чтобы так жить? Чтобы удержать на селе креативную, обладающую потенциалом предпринимательской активности молодежь, нужно не только квартиры строить, но и проектировать потребительские образы. И этот идеологический аспект, который создает связь потребительских устремлений и территориального благосостояния, необходимо учитывать. Не утверждается, что глянцевый образ решит проблему, но неправильный глянцевый образ или отсутствие идеала достойного образа жизни на конкретной территории сделает неэффективными любые решения.

Агент постиндустриальной экономики для территории формирует потенциал квалифицированных кадров (а не пользуется тем, что есть на территории), создает то, что называется «системой управления персоналом», причем демонстрирующую очень высокую эффективность. Вся статистика утверждает, что народ безнадежно спивается, а постиндустриальное предприятие за год создает квалифицированный коллектив трезвенников. Самое важное для территории, что создает постиндустриальная схема бизнеса – это местные высокооплачиваемые квалифицированные кадры. Они, за счет относительно высоких доходов, будут создавать качественную среду жизни на территории, поддерживать полноту социальной жизни в малых городах и селах. В населенных пунктах только малая часть будет работать в сельском хозяйстве, но не будет происходить обезлюдивания территории.

Все представители индустриального производства включают в список главный проблем предприятия отсутствие квалифицированных кадров.

Все представители постиндустриального производства начинают рассказ о своих достижениях с описания квалифицированных кадров предприятия, которые они сами создали. Не зная термина «управление персоналом», они начинают с описания процесса управления персоналом.