Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
Успешная, способная конкурировать с «монстрами», и – главное, позитивная для территории практика создается территориальными агентами, которые реализуют постиндустриальные схемы.
Широко распространено понимание «постиндустриальной экономики» как:
экономики, в которой доля сферы услуг превышает долю сферы производства;
«наукоемкое производство», «экономика, основанная на знаниях», внедрение инноваций и подобное.
Первое понимание вступает в противоречие со здравым смыслом и опытом, которые утверждают в качестве основополагающего фактора производство108. Что касается второго понимания, то «наукоемкое производство» было весомо представлено в индустриальной советской экономике. Но, в силу укорененности такого понимания «постиндустриализма», большинство муниципальных управляющих, которые работают в ситуации дефицита базовых ресурсов жизнеобеспечения, уверены, что «постиндустриализм» – это нечто далекое от их действительности, возможное в крупных городах. А у муниципальных управляющих есть более насущные проблемы, помимо «перехода к постиндустриализму». В силу широкой распространенности подобных представлений о постиндустриальной экономике, большинство муниципальных управленцев просто не видят постиндустриальные процессы на территории муниципального образования и, соответственно, не ставят целей поддержки постиндустриальных процессов.
Мы предлагаем другое понятие постиндустриальной экономики, которое помещает постиндустриализм в российскую муниципальную действительность. Постиндустриальной является экономика, в которой меньшая часть добавочной стоимости создается материальными факторами производства, а большая – интеллектуальными факторами: концептом захвата рынка, стратегией конкуренции, дизайном, маркетингом, технологическими разработками. В таком понимании постиндустриализма нет специфических постиндустриальных отраслей или сфер. Сельскохозяйственное производство может быть выстроено как постиндустриальное, а образовательное учреждение работать по индустриальной схеме. Постиндустриализм напрямую не связан с изменением технологии производства. Он начинает развиваться тогда, когда принятие производственных решений начинает осуществляться из точки потребления, задается параметрами потребления109. В этом смысле любое производство в рамках постиндустриальной экономики является услугой потребителю. Принципиально то, что нельзя мыслить в рамке постиндустриализма, оставаясь в рамках производства и в проблематике производства, например, решая проблему «внедрения инноваций». А выстраивать как постиндустриальную альтернативу противопоставление сферы услуг сфере производства – это дезориентация. Постиндустриальная схема выстраивается из точки потребления, и эта схема формирует заказ на товарное производство, науку, технологию, квалификации и компетенции, в отличие от индустриального этапа, в рамках которого техническое новшество инициировало новый массовый продукт.
Необходимо развивать постиндустриальные направления проектирования. Проектирование процесса потребления – базы для развития постиндустриальной экономики на территории, связано с проектированием роста потребностей. Аспекты проектирования жителя территории, как потребителя, сегодня недооценены, поэтому отданы на откуп внешним силам. С одной стороны, есть понимание, что активность людей, их благосостояние напрямую связаны с уровнем потребностей. «Люди практически ничего не хотят, они не хотят много зарабатывать и много потреблять, они ищут работу, где они смогут заработать минимум, не напрягаясь». И другой полюс: мы сетуем на засилье безнравственных с нашей точки зрения потребительских образцов, но у власти нет готовности противопоставить этой мутной волне собственное проектное действие, нет понимания, что это – важнейшее направление управления и проектирования, которое должно быть высокотехнологичным. Бюджетные средства по этому направлению продолжают расходоваться архаически, не технологически, на «работу с молодежью», например. Все усилия мысли и финансовые потоки продолжают направляться в русло материального проектирования. «Чтобы удержать молодежь на селе – нужно доступное жилье!». Но при этом банк распространяет в одной из сельскохозяйственных областей плакат, призывающий работающих в сельском хозяйстве взаимодействовать с банками. На плакате помещен образ крестьянина 19 века (с бородой, в домотканой рубахе). Вопрос – кто из современной активной молодежи с минимальным уровнем потребительских запросов идентифицирует себя с этим образом? И пойдет в сельскохозяйственный бизнес, чтобы так жить? Чтобы удержать на селе креативную, обладающую потенциалом предпринимательской активности молодежь, нужно не только квартиры строить, но и проектировать потребительские образы. И этот идеологический аспект, который создает связь потребительских устремлений и территориального благосостояния, необходимо учитывать. Не утверждается, что глянцевый образ решит проблему, но неправильный глянцевый образ или отсутствие идеала достойного образа жизни на конкретной территории сделает неэффективными любые решения.
Агент постиндустриальной экономики для территории формирует потенциал квалифицированных кадров (а не пользуется тем, что есть на территории), создает то, что называется «системой управления персоналом», причем демонстрирующую очень высокую эффективность. Вся статистика утверждает, что народ безнадежно спивается, а постиндустриальное предприятие за год создает квалифицированный коллектив трезвенников. Самое важное для территории, что создает постиндустриальная схема бизнеса – это местные высокооплачиваемые квалифицированные кадры. Они, за счет относительно высоких доходов, будут создавать качественную среду жизни на территории, поддерживать полноту социальной жизни в малых городах и селах. В населенных пунктах только малая часть будет работать в сельском хозяйстве, но не будет происходить обезлюдивания территории.
Все представители индустриального производства включают в список главный проблем предприятия отсутствие квалифицированных кадров.
Все представители постиндустриального производства начинают рассказ о своих достижениях с описания квалифицированных кадров предприятия, которые они сами создали. Не зная термина «управление персоналом», они начинают с описания процесса управления персоналом.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание