Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель темы:
Изучить компетенцию органов власти по установлению правового режима использований территорий
Вы будете изучать:
Сущность территориального (градостроительного) проектирования, его связь с земельно-правовыми вопросами; содержание правового режима территорий; компетенция органов власти по определению правового режима территорий; смешение компетенций, накладывание их друг на друга.
После изучения темы Вы сможете:
Определять компетенцию органов власти в зависимости от правового режима территорий.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
При анализе различных правовых вопросов теории и практики градостроительного проектирования, неизбежно обращение к требованиям земельного законодательства, так как данное проектирование есть, по существу, проектирование территориально-пространственное. «Территориальное проектирование в нашей стране – процесс разработки системы документов, содержащих конкретные предложения и научно обоснованные расчёты для территориального планирования хозяйства и планово-организационного решения региональных экономических проблем»170. Этот тезис подтверждает и Градостроительный кодекс РФ, определяя первичный, основополагающий этап градостроительного проектирования (на всех административных уровнях) как «территориальное планирование» (глава 3 Кодекса).
Не вдаваясь в анализ дискуссии по поводу содержания градостроительства, градостроительной деятельности, отметим две позиции. Согласно первой, градостроительство представляет собой теорию и практику планировки и застройки городов. Основные задачи современного градостроительства – создание городов и посёлков, имеющих индивидуальный облик, решение городских экологических проблем, преодоление монотонности типовой застройки, сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров, бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями171. По мнению Э.В. Сарнацкого, «задача градостроительства заключается в том, чтобы, опираясь на научные исследования и технические новации, сохранить и гармонично развить жилую среду городов и поселений, которые являются основой устойчивого развития общества и государства»172.
Предпочтительней, на наш взгляд, другой, более масштабный подход, выражаемый А.С. Кривовым. «Термин «градостроительство» стал в России традиционно обозначать практику градостроительного планирования, развития и обустройства всей территории России, всех её земель, краёв и районов, а не только городов и поселений»173. «Огородить, обустроить, разметить, размежевать, пометить, проложить, испоместить, построить, расселить – вот здесь ключевые глаголы»174.
Существует достаточно много точек соприкосновения земельного и градостроительного законодательств. Главным образом, речь идёт об их тесной взаимосвязи при определении правового режима использования земель и земельных участков. Для определение такого правового режима используется целый комплекс юридических терминов и институтов как земельно-, так и градостроительно-правового свойств: виды и формы собственности на землю; целевое назначение земель; зонирование территории (функциональное, градостроительное и др.); градостроительный регламент; виды разрешённого использования земельных участков; особые условия использования территории, ограничение прав на землю и так далее.
Важность точного определения правового режима земель, территорий, зон, земельных участков, их частей175 заключается в том, что любой правообладатель земельного участка (собственник, арендатор, обладатель сервитута и т.д.) точно знает объём своих полномочий относительно этого участка. То, «что можно» и «что нельзя», однозначно определено.
Если, например, собственник земельного участка в городе (на землях населённых пунктов) хочет построить на своём участке жилой дом (пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекс РФ), и 1) функциональное деление генерального плана города это позволяет; 2) градостроительный регламент в правилах землепользования и застройки предусматривает такой вид разрешённого использования, как «строительство жилых домов»; 3) участок не находится в зоне с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной, водоохраной и т.п.); 4) права на использование участка не ограничены (резервированием этого участка земли для муниципальных нужд, реквизицией данного участка и т.д.); 5) имеются положительные результаты инженерных изысканий для строительства – то никто не вправе запретить собственнику осуществить свои строительные намерения, так как правовой режим использования земельного участка определён и среди полномочий – строительство жилого дома.
Таким образом, мы приходи к выводу, что применительно к земле правовой режим «может быть представлен в четырёх аспектах: 1) правовой режим земель (общий правовой режим); 2) правовой режим определённой категории земель (особенный правовой режим); 3) правовой режим видов земель определённой категории (специальный правовой режим); 4) правовой режим конкретного земельного участка либо части земельного участка (конкретный правовой режим)»176.
В случае с органами публичной власти любого уровня объём полномочий177 обусловливает компетенцию того или иного органа. «Компетенция – (лат. competentia от соmpeto - добиваюсь, соответствую, подхожу) – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления)»178.
«Как правило, понятие «компетенция» употребляется как объединяющее для понятий «предмет ведения», «функции» и «полномочия» и характеризует применительно к субъекту его права и обязанности (то есть, каким образом, как этот субъект осуществляет воздействие) в той или иной сфере (то есть в чём, на что субъект может осуществлять воздействие) с целью выполнения его функций (то есть направления такого воздействия в соответствии с целями и задачами деятельности субъекта), имеющие пространственно-территориальные либо иные установленные рамки (то есть пределы такого воздействия)»179.
Относительно современной градостроительной деятельности компетенция органов власти включает в себя (но отнюдь не ограничивается) проектирование размещения конкретных объектов; компетенция определяет полномочия по их размещению. Следовательно, если нет полномочия – нет права проектировать размещение объекта; есть полномочие – есть право (а в некоторых случаях обязанность) проектировать размещение объекта. Как верно подмечают специалисты фонда «Институт экономики города», «каждый уровень публичной власти может делать (утверждать) только то, что ему предписано и не может делать (утверждать) то, что предписано другому уровню публичной власти. При этом то, что сделали (утвердили) другие уровни публичной власти на соответствующей территории становится ограничением, подлежащим обязательному учёту для всех других уровней публичной власти при осуществлении территориального планирования на соответствующей территории»180.
Таким образом, каждый уровень власти проектирует размещение только «своих» объектов; «своими» объекты становятся после определения полномочий по их размещению (строительству, финансированию и т.п.).
Проектирование производится в документах территориального планирования (генеральных планах, схемах территориального планирования). Градостроительным кодексом РФ предусмотрены специальные чертежи, отображающие границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального (ч. 3 ст. 10), регионального (п. 7 ч. 6 ст. 14) и местного (п. 5 ч. 4 ст. 19; ч. 3 ст. 23) значений. Факт утверждения документа территориального планирования предопределяет дальнейшие действия органа власти по реализации данного проектного решения – подготовка документации по планировке территории, где расположен объект, разработка проектной документации, при необходимости – выкуп (в том числе принудительный) земельного участка для соответствующих нужд и т.д.
Анализируя проблему компетенции органов публичной власти по проектированию размещения объектов капитального строительства, нельзя не учитывать вопросы собственности (и других прав) на землю, так как эти вопросы также существенно влияют на определение компетенции. Одно дело, если земля находится в соответствующей публичной собственности (государственной или муниципальной); другое дело, если публичная власть либо совсем не имеет прав на землю (при частной собственности), либо имеет ограниченные права (муниципальное образование арендует землю (не важно у кого), муниципалитет обладает сервитутом и т.п.).
Следовательно, вся полнота публичной власти – в данном случае, при проектировании размещения объекта – обусловлена правом собственности на землю (при соблюдении других условий использования земли). В случае отсутствия права публичной собственности проектировать следует максимально «осторожно».
В представленном ниже примере 1) вкратце описан правовой режим всех категорий земель; 2) рассмотрена проблема формального нарушения компетенции одного органа власти другим (в контексте категорийности земель) – органы местного самоуправления проектируют «за» федеральные органы государственной власти. В качестве иллюстрации используется Схема территориального планирования города Сочи (как один из инструментов реализации Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 годы)»). Данный пример демонстрирует, во-первых, нарушение некоторых норм Градостроительного кодекса РФ, во-вторых, нарушение принципа разграничения полномочий между органами публичной власти (вмешательство в чужую компетенцию) при решении вопросов градостроительного проектирования (что может привести к политико-правовым конфликтам) и, в-третьих, варианты решения земельно-правовых проблем градостроительного проектирования.
Как следует из вышесказанного, любые полномочия власти во многом определяются правовым режимом земли и земельных участков. Таким образом, каждый раз необходимо 1) устанавливать правовой режим соответствующей территории («кто» и «что» имеет право на ней делать – проектировать, строить, реконструировать, ломать (сносить), вырубать, сдавать в аренду, резервировать и т.п.); 2) определять компетенцию конкретного органа власти – объём полномочий по проектированию, строительству, сносу объектов и так далее.
Одним из центральных институтов земельного законодательства, непосредственно влияющий на процесс и результат градостроительного проектирования, является «категория земель». Определение категории земель законодательство не содержит, однако обозначен критерий деления земель на категории – их целевое назначение. Согласно данному делению правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в России по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населённых пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание