Системное движение и градостроительство в ссср
Известна поговорка: «Всё новое – хорошо забытое старое», поэтому представляется полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, а именно посмотреть, как методы системного анализа использовались в градостроительстве СССР.
СССР уже не существует более пятнадцати лет, сегодня в градостроительстве совсем иные приоритеты и принципы. Но было бы неправильно игнорировать тот огромный багаж, который накопила отечественная градостроительная наука за период существования СССР. Именно градостроительство советского периода характеризуется ярко выраженным системным подходом.
В этот период велось интенсивное изучение социальных, экономических, демографических, экологических, инженерных и иных проблем развития городов и территорий. К началу 80-х годов сформировались определённые организационно-правовые предпосылки автономизации городского управления, городская и региональная тематика заняла своё достойное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, вузов, а также специально созданных для этой цели научно-технических и научно-исследовательских центров многих крупных городов России, в первую очередь Москвы и Ленинграда.
Усилиями этих организаций была создана единая нормативно-методическая база градостроительства, разработана методика составления комплексных планов социально-экономического развития городов и областей, генеральных планов городов, схем и проектов районной планировки, схем расселения.
В условиях плановой экономики в СССР большое внимание уделялось совершенствованию методов планирования и социального развития городов. Так, в деле строительства новых городов было очень важно обеспечить комплексный учёт интересов отраслевых министерств и региональных интересов при размещении города, определении его величины, перспектив развития и направления его территориального роста, при выборе типов застройки и т.д. Огромные объёмы материально-технических ресурсов и капитальных вложений, которые общество направляло в те годы в сферу капитального строительства, и их постоянный рост, требовали разработки и применения совершенных научных знаний и методов управления. В этой связи получили широкое применение системные методы в решении проблем управления развитием городом.
В стране была создана единая иерархическая система взаимоувязанных долгосрочных предплановых и предпроектных работ, долгосрочных, среднесрочных и текущих планов экономического и социального развития. Она включала в себя разработку Комплексной программы научно-технического прогресса на 20 лет (по пятилетиям) и других предплановых и предпроектных работ, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям), государственного пятилетнего плана и годовых планов. Плановое размещение новых городов и целенаправленное их развитие опиралось на многосторонние экономические и градостроительные исследования методологического и практического направления. Результаты этих исследований находили своё отражение в целом ряде специальных предплановых и предпроектных документов, которые служили обоснованием плановых решений, и являлись, по существу, неотъемлемой частью проектирования.
Сложилась определённая система предплановых и предпроектных работ, содержащих научно обоснованные расчёты и конкретные предложения для отраслевого и территориального планирования хозяйства, решения региональных экономических проблем, планомерного размещения и развития сети городских и сельских поселений, в том числе - размещения и развития новых городов. К ним относились: Генеральная схема размещения производительных сил СССР, схемы размещения отраслей народного хозяйства, схемы развития и размещения производительных сил экономических районов и республик, Генеральная схема расселения на территории СССР, региональные схемы расселения, схемы и проекты районной планировки, технико-экономические обоснования развития городов, наконец, сами генеральные планы развития городов.
То есть можно сказать, что сложилась и действовала грандиозная система государственного территориального планирования и проектирования, размещения производства и расселения в целом по стране и отдельным регионам. При этом само принятие сложных многоуровневых решений осуществлялось в строгом соответствии с методическими указаниями Госплана и Госстроя – одними из самых могущественных ведомств нашей бывшей страны.
Связующим звеном между территориальным планированием и проектированием являлись схемы и проекты районной планировки, которые разрабатывались на территорию области, края, автономной республики. Их основными задачами являлись:
выявление природных, территориальных, экономических и трудовых ресурсов, возможностей их рационального и комплексного использования;
рациональное взаимоувязанное размещение на планируемой территории намечаемых объектов промышленного, гражданского, сельскохозяйственного, транспортного и рекреационного строительства на основе функционального зонирования территории;
определение перспектив развития городских и сельских населённых мест, систем межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения на основе расчётной численности населения;
размещение районов длительного и кратковременного отдыха, лечения и туризма;
определение комплекса мероприятий, необходимых для охраны окружающей среды, восстановления, сохранения и улучшения природных ландшафтов.
Само проектирование города могло начаться только после осуществления всех перечисленных выше работ, без которых невозможно было обосновать место размещения города (если это новый город) или масштабы и перспективы развития существующего города, его градообразующей базы, выбор территориального развития города.
В целом системные организационно-методические взаимосвязи процесса градостроительного проектирования включали в себя несколько крупных блоков:
блок предплановых и предпроектных обоснований;
блок методологической организации проектирования;
блок управляющих взаимодействий;
блок проектно-планировочных работ.
Взаимные связи этих блоков представляли собой достаточно сложную картину, но на этом многое ещё только начиналось.
Системный подход опирался на сверхразвитую нормативно-методическую базу, причём единую для всей страны, с небольшими модификациями применительно к климатическим поясам. Система строительных норм и правил регулировала и нормировала буквально всё: жилую обеспеченность и количество посадочных мест в общественных туалетах, планировку квартир и высоту потолков, плотность застройки и ширину уличного газона и т.д. Нарушение этих нормативов считалось серьёзным грехом – можно было сколько угодно доказывать экспертам, что в данном городе никогда не достичь к расчётному сроку требуемой нормы жилищной обеспеченности из-за крайне низких возможностей его строительной базы, или пытаться предлагать малоэтажную застройку как более соответствующую масштабам и сложившемуся характеру города – бесполезно! Нормативы нарушены, – и разговоры на эту тему прекращались.
Огромная сверхзарегулированная система практически не давала возможности для проявления хоть какой-нибудь творческой индивидуальности в архитектуре и градостроительстве. Продуктом этой безжалостной системы являются многие наши сегодняшние города или их районы, состоящие из обезличенных крупнопанельных зданий, отличающихся друг от друга только количеством этажей, города-функции, не несущие в себе творческого начала, не рождающие у их жителей понятия малой Родины, нивелирующие образ жизни, обстановку в квартире, формирующие психологию маленького винтика огромной государственной машины, вызывающие чувство беспомощности по отношению к своим собственным возможностям по изменению окружающего тебя пространства квартиры, двора, улицы, города.
Перед нами в данном случае яркий пример того, как огромная армия высококвалифицированных специалистов – архитекторов, экономистов, инженеров, социологов, экологов, выполняя определённый политический и социальный заказ, выстроила грандиозную, сложнейшую научную систему формирования нашей среды обитания – города, задачей которой было нивелирование индивидуальности каждого отдельно взятого человека, создание некоторого обобщённого и усреднённого образа жизни на всей территории нашей огромной страны. Итогом реализации системы была потеря основного, во имя чего декларировалось создание этой системы – человека.
Таким образом, сам по себе системный подход в градостроительстве, при всей его высокой научности и привлекательности с методологической точки зрения, ещё не гарантирует получения объективного решения, но может с большим успехом использоваться как средство манипулирования общественным сознанием, средство формирования психологии «среднего человека», средство подавления творческой индивидуальности мастера, за которой уже может скрываться нечто более страшное для системы – непослушание.
Но самое интересное то, что системный подход в градостроительстве всё же является основным профессиональным инструментом истинных градостроителей всех времён и народов, позволяющий даже в самых сложных и неблагоприятных условиях добиваться желаемых результатов. Главное здесь заключается в постановке целей и задач, выборе приоритетов.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание