logo
Территориальное_планирование_пр2

Методология градостроительного проектирования

Новые социально-экономические и политические условия требуют новой методологии и технологии разработки всех видов и стадий градостроительных проектов. Оправданный выбор приоритетных задач и определение оптимальных путей их достижения – всё это вызывает необходимость активного применения в градостроительстве методологии стратегического планирования устойчивого развития города, получившей значительное распространение в зарубежной практике.

При этом под стратегическим планом, по определению специалистов международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург), имеющих сегодня наиболее богатый практический опыт в стране в разработке этих планов, понимается «самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде»7.

Необходимо подчеркнуть, что стратегия социально-экономического развития региона, любого муниципального образования и соответствующие документы территориального планирования связаны напрямую, так как стратегия социально-экономического развития во многом определяет освоение территории, так же как и возможности территории в свою очередь влияют на формирование стратегии развития. Это две составляющих единого целого. Прежним Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998 года предусматривалась разработка территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий, включающих проработку вопросов социально-экономического развития территории, как базы для осуществления градостроительного планирования. Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года выносит эту тему в материалы, обосновывающие территориальное планирование, не называя её при этом как предложения по социально-экономическому развитию и не раскрывая содержание.

Объединение разработки Стратегического плана и документа территориального планирования в рамках единого договора позволит получить в итоге этой работы полноценный документ, определяющий перспективное развитие региона, района, поселения и базирующийся на современном представлении о методах и формах планирования в условиях рыночной экономики.

В рамках Стратегического плана определяется генеральная цель развития, выстраивается целеполагание и намечаются приоритеты устойчивого развития соответствующей административно-территориальной единицы. В документе территориального планирования поставленные задачи прорабатываются на уровне планировочно-градостроительных решений.

В качестве примера подобного подхода можно назвать проект ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» для города Тобольска Тюменской области, когда в 2002 году по инициативе тогдашнего Главы администрации Е.М. Воробьёва Тобольск был включён в проект Программы ООН по населённым пунктам ООН-ХАБИТАТ и стал городом-моделью Всемирной Программы Устойчивых Городов ООН-ХАБИТАТ. Поэтому не случайно, что предложение разработать экспериментальный проект было сделано именно Тобольску. В 2003 году был подписан единый договор на совместную разработку Стратегического и Генерального плана города, эта работа была завершена в 2006 году.

На наш взгляд, эксперимент удался, – на примере этой работы удалось выстроить новую современную методологию разработки градостроительной документации, отвечающую как принципам рыночной экономики, так и методам градостроительного регулирования развития города. Определённое представление о проекте можно получить, рассмотрев прилагаемый графический материал.

См.: Картосхема 4.1.1. «Новый подход к территориальному планированию: от стратегического плана устойчивого развития к генеральному плану г. Тобольска»

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Город – целостная комплексная система, которая в процессе своего становления, развития и функционирования подчиняется действию самых различных законов, которые в свою очередь являются объектом исследований экономических, экономико-географических, исторических, градостроительных, социологических, и многих других наук.

Градостроительство – сложная комплексная система деятельности, которая осуществляется субъектами градостроительной деятельности – гражданами, их объединениями, организациями, учреждениями, предприятиями, международными организациями и физическими лицами, органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления по отношению к объектам градостроительной деятельности – территории страны в целом, территориям регионов, административно-территориальных и территориально-производственных образований, рекреационным и охраняемым территориям, городам и поселениям, районам городов и поселений, градостроительным, архитектурным и иным комплексам, паркам, зданиям, сооружениям, памятникам истории и культуры, системам инженерных и транспортных коммуникаций.

Система – в общефилософском смысле определяется как целое, составленное из частей, соединение, это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определённую целостность

Стратегический план – самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.

Устойчивое развитие – сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.

Экологическое равновесие – ограничение экономической деятельности возможностями хозяйственной ёмкости биосферы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически ориентированных методов управления и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

  1. Атопов В.И., Антюфеев А.В., Галиярова Н.М., Кабанов В.Н. Россия: стратегия прорыва. Синергетические идеи развития. – Волгоград: «Издатель», 2003.

  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

  3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440).

  4. Лола А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации). – М.: URSS, 2005.

  5. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Сост. М. Китинг. – Женева, Центр «Наше общее будущее», 1992.

  6. Ресин В.И. Системное регулирование функционально-пространственного развития города // Российский экономический журнал, 1995, № 4.

  7. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Под редакцией С.А. Васильева. – МЦСЭИ «Леонтьевский центр», СПб, 2003.

  8. Щитинский В.А., Гнедовский В.М. Индикаторы устойчивого развития городов как инструмент стратегического управления в эпоху глобализации и креативности // Территориальное стратегическое планирование. Локализация национальных проектов; Леонтьевский Центр. – СПб, 2007, вып. № 7.

  9. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования //Управление развитием территории, 2007, № 1.

  10. Щитинский В.А. Устойчивое пространственное развитие Российской Федерации – как важнейшее условие обеспечения национальной безопасности страны // Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности. Труды общего собрания РААСН. – Москва-Воронеж, 2005.