1. Земли сельскохозяйственного назначения
1.1. Спортивные и спортивно-технические сооружения.
Спортивные и спортивно-технические сооружения не могут быть расположены на землях сельскохозяйственного назначения.
Основная цель использования земель сельскохозяйственного назначения – нужды сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 1 ст. 77; п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ). Соответственно, использовать их под размещение и строительство спортивных и спортивно-технических объектов не допускается.
Два наиболее очевидных пути – размещение таких объектов на землях населённых пунктов или на землях особо охраняемых территориях. Для этого требуется перевод земель сельскохозяйственного назначения в соответствующую категорию земель.
Относительно земель сельскохозяйственного назначения, ФЗ о переводе земель, по сути, выделяет перевод земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения и перевод остальных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Вероятно, земли сельскохозяйственного назначения (кроме угодий) можно переводить в другие категории земель без ограничений (во всяком случае, ни Земельный кодекс РФ, ни ФЗ о переводе земель ничего об этом не говорят). Для сельскохозяйственных угодий определены особенности их перевода в земли других категорий (ст. 7 ФЗ о переводе земель), так как они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Часть 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель устанавливает исключительные случаи, в которых допускается переводить земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Для целей размещения спортивных и спортивно-технических сооружений подходят два исключения:
1) отнесение соответствующей территории к землям рекреационного назначения (п. 2 ч. 1 ст. 7);
2) установление (изменение) черты182 населённого пункта (п. 3 ч. 1 ст. 7).
Земли рекреационного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий (гл. 17 Земельного кодекса РФ) и предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98). Размещение спортивных и спортивно-технических объектов будет являться функциональным использованием земель данной категории по прямому назначению.
Установление (изменение) границы населённого пункта производится путём утверждения генерального плана городского округа или городского или сельского поселения (п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ). Следовательно, принятие (утверждение) генерального плана, предусматривающего включение соответствующей территории в состав территории населённого пункта и, таким образом, меняющего границу населённого пункта (при наличии необходимых согласований – ст. 25 Градостроительного кодекса РФ), является переводом земли в земли населённых пунктов (ч. 1 ст. 8 ФЗ о переводе земель).
При таком подходе в генеральном плане городского округа или поселения следует произвести соответствующее функциональное зонирование территории, предусматривающее размещение конкретных спортивных и спортивно-технических объектов. Факт утверждения генерального плана будет являться обоснованием перевода соответствующего участка из состава земель одной категории в другую, в данном случае – и состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов.
1.2. Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (в том числе объекты связи и энергоснабжения).
Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры в данном контексте не могут быть размещены на землях сельскохозяйственного назначения, поэтому требуется их перевод в земли других категорий.
Как и в случае со спортивными и спортивно-техническими объектами здесь два исключения относительно земель сельскохозяйственных угодий:
1) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утверждённого в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель);
2) установление (изменение) черты населённого пункта (п. 3 ч. 1 ст. 7).
Земельный кодекс РФ отдельно выделяет такую категорию земель, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16). Соответственно, данная единая категория подразделяется на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (в том числе объекты связи и энергоснабжения), предусмотренные Программой, можно отнести именно к этой категории земель. В случае их планируемого размещения на землях сельскохозяйственного назначения (независимо от наличия сельскохозяйственных угодий) следует осуществить перевод в земли промышленности, энергетики, транспорта и т.д.
Другой вариант – включение данных объектов в границу населённого пункта. В этом случае необходимо разрабатывать и утверждать генеральный план поселения или городского округа с соответствующим функциональным зонированием – смотри выше.
1.3. Объекты здравоохранения.
К объектам здравоохранения Программа относит больницы и поликлинику. На землях сельскохозяйственного назначения они располагаться не могут. Перевод в земли населённых пунктов (самый очевидный выбор) возможен в следующих случаях:
1) для сельскохозяйственных угодий: при отсутствии других вариантов размещения (п. 9 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель);
2) для остальных территорий в составе земель сельскохозяйственного назначения: в любых случаях.
1.4. Объекты туристической инфраструктуры.
Статья 7 ФЗ о переводе земель, посвящённая особенностям перевода земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, не содержит прямых исключений, связанных с объектами туристической инфраструктуры. Однако, можно воспользоваться универсальным случаем – установление (изменение) границы населённого пункта. В этой ситуации необходимо иметь функциональное зонирование на землях сельскохозяйственных угодий (в генеральном плане), предусматривающее размещение гостиничных комплексов и других подобных объектов. Перевод допускается при согласовании и утверждении генерального плана.
Планирование размещения объектов туристической инфраструктуры на остальных территориях в составе земель сельскохозяйственного назначения (не на угодьях) с последующим переводом земель допускается без ограничений.
Необходимо отметить, что относительно всех объектов Программы перевод земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий допускается, даже если кадастровая стоимость данных угодий на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования и др.). Это правило распространяется только на случаи, связанные:
с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель);
со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель).
Соответственно, не допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, если их кадастровая стоимость на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в случаях, связанных:
с отнесением соответствующей территории к землям рекреационного назначения (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель);
с размещением объектов здравоохранения, при отсутствии других вариантов размещения объектов (п. 9 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель).
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание