logo
Территориальное_планирование_пр2

4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды

В советское время доля сферы услуг в структуре занятости составляла 2-3%. Сейчас доля сферы услуг неуклонно возрастает, но планировочная структура жилмассивов-микрорайонов препятствует развитию предприятий мелкого бизнеса, прежде всего развития сферы услуг.

Для развития бизнеса важна «лестница масштабности»: квартира – двор – переулок – улица. Улица – пространство движения людей, к которому тяготеют естественным образом все виды обслуживания. Площадь – пространство пребывания, связанное с уличной сетью и потому являющееся центром некоторого района. При микрорайонной планировке улиц как таковых нет – есть линии движения транспорта, площади – транспортные развязки98. Существующая микрорайонная структура не задает потоков движения людей и точек пребывания. Поэтому возникает вопрос — где в жилмассивах концентрировать предприятия бизнеса, успешность которых зависит от устойчивого потока потребителей? Не находя ответа на этот вопрос, предприятия малого бизнеса продолжают концентрироваться в центре (где такая «лестница масштабности» сформирована исторической планировочной структурой). А жители микрорайонов за качественными услугами все равно должны ехать в центр.

Формирование внутри планировочного каркаса в новых районах мелкой сетки улиц отвечает интересам мелкого бизнеса в сфере услуг и торговли.