logo
Территориальное_планирование_пр2

Новые полномочия, новые возможности, новые требования

Более 70% населения нашей страны проживает в городах. Три четверти трудовых ресурсов страны занято в экономике городов. В них сосредоточено 75% основных производственных фондов, расположено большинство промышленных предприятий и научных учреждений.

При этом подавляющее число городов представляют собой либо непосредственно муниципальные образования, либо центры муниципальных районов и городских округов, или же муниципальные образования являются частями крупных городов10.

Именно поэтому перенесение центра тяжести в принятии решений по вопросам градостроительного развития, качества городской среды, разработки и реализации инвестиционных проектов на территории с федерального на муниципальный уровень, зафиксированное в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и окончательно закреплённое в Градостроительном кодексе РФ11 является одним из наиболее существенных моментов проводимых в стране реформ.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по сравнению с действовавшим ранее, предусматривает серьёзное изменение территориальных, организационных и экономических принципов осуществления местного самоуправления, что, по замыслу законодателей, должно предоставить органам местного самоуправления принципиально иные, более широкие возможности и полномочия для решения «…вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций»12.

Нет сомнения, что логика проводимой муниципальной реформы лежит в русле осуществляемых демократических преобразований нашего общества, с учётом опыта, накопленного как в самой России, так и в других странах. При этом успех этих преобразований во многом будет зависеть именно от успеха муниципальной реформы, так как политические взгляды простого человека формируются, прежде всего, под воздействием вполне будничных, обыденных вещей – наличием благоустроенного жилища, теплом в батареях в долгие зимние месяцы, возможностью без давки добраться на общественном транспорте до работы и обратно, освещённостью улиц и подъездов, чистотой дворов, доступностью товаров первой необходимости, возможностью культурно отдохнуть как в городе, так и на природе и т.д. А упомянутыми выше Федеральными Законами все эти простые вещи включены в вопросы местного значения. То есть, нет никакого сомнения в том, что реализация муниципальной реформы является важнейшей государственной задачей, от решения которой во многом будет зависеть будущее современной России.

Несомненно, что в полной мере это касается проблем развития российских городов в 90-х годах, большинство из которых стали жертвой не только общего спада экономики, отмечавшегося в этот период, но и нахлынувшей волны новых городских руководителей, многие из которых не имели ни малейшего представления о городе как сложной социально-экономической системе. Но при этом брали на себя решение всех вопросов, удовлетворяя, в первую очередь, свои личные амбиции и потребности, опираясь, как это не парадоксально звучит, на возросшие полномочия муниципальной власти – в условиях слабости и неопределённости этой самой власти. Очень сложным выдалось это время для городских архитектурных служб, специалистов-градостроителей, в чьих услугах новая власть зачастую просто не нуждалась, так как они нередко становились препятствием на пути непродуманных, субъективных решений.

Также усугубила тяжелое положение градостроителей замена привычного источника финансирования разработки градостроительных проектов, которым раньше всегда служил государственный бюджет, на местные ресурсы, когда в условиях экономического кризиса многие города утратили свою экономическую специализацию и стали ощущать хроническую нехватку средств на содержание жилищно-коммунальной и социальной сферы.

Вопросы общественно-политического, социально-экономического и градостроительного развития любого территориального образования, являются наиболее острыми и сложными, так как непосредственно задевают интересы каждого человека, проживающего на данной территории.

В соответствии с действующим законодательством, муниципальное образование включает в себя городское или сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, муниципальный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление решает вопросы местного значения, то есть вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования. В числе этих вопросов, определённых указанным выше Законом, значительную часть занимают вопросы, связанные с комплексным социально-экономическим развитием территории, владением и распоряжением муниципальной собственностью, содержанием и использованием жилого фонда и нежилых помещений, жилищным и социально-культурным строительством, использованием земель, водных объектов, полезных ископаемых, недр, инженерным и транспортным обеспечением, благоустройством и озеленением территории, удалением бытовых отходов, охраной окружающей среды.

Все эти перечисленные проблемы, а также многие другие, которыми занимаются органы местного самоуправления, составляют, как уже был отмечено выше, понятие градостроительной деятельности, которое зафиксировано Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Комплексное управление всеми перечисленными процессами позволяет местным органам власти активнее привлекать, аккумулировать и более эффективно расходовать средства на развитие своей территории и улучшение условий жизни населения.

Схема территориального планирования субъекта РФ и муниципальные документы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.

При отсутствии документа территориального планирования совершать указанные действия нельзя. Исключения из этого правила устанавливаются федеральными законами13.

Таким образом, руководитель муниципального образования обязательно должен ориентироваться в современном градостроительном законодательстве, иметь свою концепцию комплексного устойчивого развития соответствующей территории, обладать необходимым минимумом профессиональных знаний в области градостроительства, управления процессами территориального развития, трансформации недвижимости, охраны окружающей среды, социологии, владеть современными методами работы с населением, уметь разрешать возникающие конфликты и многое другое.