Новые полномочия, новые возможности, новые требования
Более 70% населения нашей страны проживает в городах. Три четверти трудовых ресурсов страны занято в экономике городов. В них сосредоточено 75% основных производственных фондов, расположено большинство промышленных предприятий и научных учреждений.
При этом подавляющее число городов представляют собой либо непосредственно муниципальные образования, либо центры муниципальных районов и городских округов, или же муниципальные образования являются частями крупных городов10.
Именно поэтому перенесение центра тяжести в принятии решений по вопросам градостроительного развития, качества городской среды, разработки и реализации инвестиционных проектов на территории с федерального на муниципальный уровень, зафиксированное в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и окончательно закреплённое в Градостроительном кодексе РФ11 является одним из наиболее существенных моментов проводимых в стране реформ.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по сравнению с действовавшим ранее, предусматривает серьёзное изменение территориальных, организационных и экономических принципов осуществления местного самоуправления, что, по замыслу законодателей, должно предоставить органам местного самоуправления принципиально иные, более широкие возможности и полномочия для решения «…вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций»12.
Нет сомнения, что логика проводимой муниципальной реформы лежит в русле осуществляемых демократических преобразований нашего общества, с учётом опыта, накопленного как в самой России, так и в других странах. При этом успех этих преобразований во многом будет зависеть именно от успеха муниципальной реформы, так как политические взгляды простого человека формируются, прежде всего, под воздействием вполне будничных, обыденных вещей – наличием благоустроенного жилища, теплом в батареях в долгие зимние месяцы, возможностью без давки добраться на общественном транспорте до работы и обратно, освещённостью улиц и подъездов, чистотой дворов, доступностью товаров первой необходимости, возможностью культурно отдохнуть как в городе, так и на природе и т.д. А упомянутыми выше Федеральными Законами все эти простые вещи включены в вопросы местного значения. То есть, нет никакого сомнения в том, что реализация муниципальной реформы является важнейшей государственной задачей, от решения которой во многом будет зависеть будущее современной России.
Несомненно, что в полной мере это касается проблем развития российских городов в 90-х годах, большинство из которых стали жертвой не только общего спада экономики, отмечавшегося в этот период, но и нахлынувшей волны новых городских руководителей, многие из которых не имели ни малейшего представления о городе как сложной социально-экономической системе. Но при этом брали на себя решение всех вопросов, удовлетворяя, в первую очередь, свои личные амбиции и потребности, опираясь, как это не парадоксально звучит, на возросшие полномочия муниципальной власти – в условиях слабости и неопределённости этой самой власти. Очень сложным выдалось это время для городских архитектурных служб, специалистов-градостроителей, в чьих услугах новая власть зачастую просто не нуждалась, так как они нередко становились препятствием на пути непродуманных, субъективных решений.
Также усугубила тяжелое положение градостроителей замена привычного источника финансирования разработки градостроительных проектов, которым раньше всегда служил государственный бюджет, на местные ресурсы, когда в условиях экономического кризиса многие города утратили свою экономическую специализацию и стали ощущать хроническую нехватку средств на содержание жилищно-коммунальной и социальной сферы.
Вопросы общественно-политического, социально-экономического и градостроительного развития любого территориального образования, являются наиболее острыми и сложными, так как непосредственно задевают интересы каждого человека, проживающего на данной территории.
В соответствии с действующим законодательством, муниципальное образование включает в себя городское или сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, муниципальный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление решает вопросы местного значения, то есть вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования. В числе этих вопросов, определённых указанным выше Законом, значительную часть занимают вопросы, связанные с комплексным социально-экономическим развитием территории, владением и распоряжением муниципальной собственностью, содержанием и использованием жилого фонда и нежилых помещений, жилищным и социально-культурным строительством, использованием земель, водных объектов, полезных ископаемых, недр, инженерным и транспортным обеспечением, благоустройством и озеленением территории, удалением бытовых отходов, охраной окружающей среды.
Все эти перечисленные проблемы, а также многие другие, которыми занимаются органы местного самоуправления, составляют, как уже был отмечено выше, понятие градостроительной деятельности, которое зафиксировано Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Комплексное управление всеми перечисленными процессами позволяет местным органам власти активнее привлекать, аккумулировать и более эффективно расходовать средства на развитие своей территории и улучшение условий жизни населения.
Схема территориального планирования субъекта РФ и муниципальные документы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.
При отсутствии документа территориального планирования совершать указанные действия нельзя. Исключения из этого правила устанавливаются федеральными законами13.
Таким образом, руководитель муниципального образования обязательно должен ориентироваться в современном градостроительном законодательстве, иметь свою концепцию комплексного устойчивого развития соответствующей территории, обладать необходимым минимумом профессиональных знаний в области градостроительства, управления процессами территориального развития, трансформации недвижимости, охраны окружающей среды, социологии, владеть современными методами работы с населением, уметь разрешать возникающие конфликты и многое другое.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание