1. Тезисы выступлений
Позиция ведущего
Задача ведущего – задать и удерживать заявленную процедуру слушаний:
Ограничиваться рамками содержания проекта, и порядком взаимодействия «выслушать – задать вопросы на разъяснение – дать обоснованные предложения».
Процедура должна быть задана в начале процесса, обоснована необходимость всем придерживаться процедуры: «публичные слушания предназначены для того, чтобы общественность получила полное представление о содержании Концепции. Проект масштабный, каждый должен иметь возможность задать свой вопрос, высказаться, внести предложение. Поэтому: задавать вопросы по содержанию Концепции, вносить обоснованные предложения». Вместе с введением процедуры необходимо сообщить, что будет с нарушителями процедуры.
1. Обязательно, сообщая участникам процедуру взаимодействия, задать стадию проектной проработки – концепция. Значит: принципиальные решения по функциональному назначению зон на создаваемой территории, ориентировочные предложения по ключевым общегородским объектам, принципиальные решения по планировочной организации, транспортным решениям.
Необходимо отсечь тех, кто будет задавать вопросы про «трехмерную развертку, эстетические решения по застройке» и пр. (т.е. сообщить, что вопросы про это задавать рано, что будут проекты планировки, проекты застройки, по ним будут организованы также публичные слушания).
2. Ведущий должен призвать участников к четкому позиционированию высказываний:
Например: «Большая просьба – высказываясь, не нужно говорить за всех жителей, если вы не уполномочены говорить от их лица. Говорите только за себя.» Ведущий может выдвинуть предложение конструктивно использовать публичнын слушания, контакт с инвестором для того, чтобы дать предложения по благоустройству. Это будет занесено в протокол и будет учитываться в принятии дальнейших решений по проекту.
3. Подчеркнуть уникальность мероприятия, в котором участвуют собравшиеся: первое в СПб общественное обсуждение инвестиционного проекта градостроительного развития территории. Нет готовых решений, а возражения, критика уже готовы.
Позиция инвестора (девелопера)
Прежде всего, нужно задать действительность развития и необходимость общественных слушаний.
Версия: это масштабный проект создания нового района, существенного преобразования среды. Есть позиция эволюции, естественного хода событий. Мы, девелоперы, представляем альтернативную позицию развития, искусственных изменений. Проекты развития несут изменения привычной среды жизнедеятельности, поэтому актуализируют дискуссию о территориальных интересах, интересах жителей, интересах города и пр. И нам очень нужны эти общественные слушания.
Мы ставим задачу на публичных слушаниях донести содержание концепции до максимального числа представителей районных и общегородских интересов с целью обсудить возможность учета этих интересов. Мы действуем так не потому, что нас обязали, не потому, что есть требовании законов и кодексов, во всяком случае, этот фактор не ведущий. Питерцы доказали, что любые попытки закулисного, непубличного решения вопросов по преобразованию градостроительной среды встречают протест и отпор. Поэтому, даже если бы не было требования закона, мы бы нашли возможность для публичного обсуждения концепции. Мы готовы к конструктивному взаимодействию, к тому, что в процессе публичных слушаний участники внесут обоснованные предложения, которые откорректируют наше первоначальное видение. Мы готовы к переговорам, которые позволят найти компромисс.
Необходимо представиться общественности, сообщить, кто мы, девелоперы:
Организация, созданная для управления этим проектом крупнейшими туроператорами России. Проанализировали ситуацию, обнаружили незанятую нишу круизного туризма, решили ее развивать. Привлекли ведущих зарубежных экспертов, пришли к выводу, что инвестиции в эту нишу могут быть выгодны, объединили ресурсы, получили принципиальное одобрение города.
Первый шаг – концепция. Город дал добро на всестороннее принципиальное изучение вопроса. Концепция, которая сегодня вынесена на общественное обсуждение – это продукт изучения возможности реализации замысла на принципиальном уровне. На этом уровне доказано, что есть интерес для города, для бизнеса, для жителей.
Откуда инвестиции? В версии ответа очень важно указать на то, что этот проект – первый для СПБ инвестиционный проект развития территории, который выносится на общественное обсуждение. Поэтому понятен скепсис, который вызывает проектный замысел такого масштаба. Но мы считаем принципиальным, что нужно переходить от масштаба «участков под застройку» к масштабу развития территории. Это наш подход. Мы разрабатывали концепцию как концепцию развития всего Васильевского острова, развития транспортной, инженерной инфраструктуры, улучшения качества жизни жителей. Считаем форму инвестиционного проекта более жизнеспособной по сравнению с формой агентств территориального развития, в которых аспекты территориального развития и инвестиций разделены.
Понимаем, что мы пионеры в попытке реализации инвестиционного проекта масштаба городского района, но знаем мировой опыт и данная концепция на принципиальном уровне показывает реалистичность.
Инвестиции приходят туда, где можно просчитать возврат и прибыль.
Концепция дала принципиальный укрупненный ответ о величине инвестиций и прибыли.
Поэтому мы считаем, что не зря рискнули, и вложили средства в разработку концепции. Будем осуществлять дальнейшие вложения в детальную разработку проектной документации. На этих детальных стадиях, в процессе проектирования, бизнес-расчетов, переговоров, будет уточняться конкретика по инвестициям.
Про сроки реализации: инвестор рассчитывает сроки реализации проекта с учетом окупаемости инвестиций. Нельзя огульно объявлять их несуразными или ложными. Раньше, в советское время долгострои появлялись в результате того, что на строительство шли капвложения. Сейчас – не капвложения, а частные инвестиции, инвестор заинтересован вернуть их и получить прибыль. Поэтому в инвестиционных проектах сжатие сроков реализации – это закономерность, которая достигается современным менеджментом, эффективным управлением проектом.
Позиция градостроителя
В выступлении градостроителя должны быть заданы рамки Концепции и показана осмысленность обсуждения именно содержания концепции.
Концептуальные решения представлены как результат учета объективных процессов.
Аспект, связанный с намывом, «принижен», представлен как рутинная градостроительная практика в СПБ. С позиции градостроителя, приход инвестора на эту территорию – объективный процесс.
Задача Концепции – показать, как высвободить градостроительный потенциал уникального местоположения этой территории.
Интерес инвесторов базируется на объективных факторах: это естественное развитие Васильевского Острова, исходя из его геополитического положения.
Создается ресурс развития для ЗЧВО, которая сегодня, по оценке операторов рынка недвижимости, депрессивная. Факт: в течение десятилетий не находится средств для благоустройства этой территории. В морском городе нет морской набережной. На существующую ЗЧВО инвестор не придет, тут градостроительная среда практически загублена советским периодом (свалка, гаражи, радиоактивное загрязнение). Но, создав с помощью намыва ресурс развития, этот импульс развития перейдет на существующую ЗЧВО.
Инвестор заказал работу над концепцией, чтобы получить принципиальный ответ – возможна ли реализация такого замысла? Ответ на концептуальном уровне положительный. Но это только первый шаг. Далее предстоит очень детальная проработка концепции – проект планировки, проекты застройки, детальные инвестиционные расчеты.
При разработке концепции исходили из следующих предпосылок:
Появилась счастливая возможность, используя как ядро кристаллизации МППТ, создать новый современный городской район, заложив в основу мировые стандарты качества городской среды. Решение о создании новой территории логично, т.к. такие объекты, как МППТ, формируют мощные потоки, в которых заинтересован бизнес. Предусмотрены зоны концентрации деловой, торговой активности, зоны развлечений и досуговые зоны общегородского значения (морская набережная, парк развлечений и пр.)
Из существующей и прогнозируемой потребности в недвижимости разного назначения, прежде всего, ориентируясь на спрос, по которому существует дефицит предложения: офисная недвижимость, жилье на воде (мы уверены, что в 5 миллионном городе оно найдет спрос, а от существующих ветров есть современные технологические решения). Мы считаем необходимым снизить дефицит на рынке аренды, предусмотрев в структуре застройки объемы жилья для временного проживания.
Мы слышали мнения, что ЗЧВО некомфортна для проживания, что тут постоянные ветра, поэтому не надо ее развивать. Но как же скандинавские страны, где такой же климат, где водоемы так же зимой замерзают, а все равно стремятся строить «жилье на воде». Современные технологии минимизируют воздействие стихии, но будет задействован уникальный потенциал места.
Необходимо развивать виды морского досуга (яхтенный спорт).
В содержательной части выступления градостроитель должен обратиться к схеме, и двигаться по схеме, одновременно научая присутствующих читать схему. Функциональное назначение – значит, тут будет именно общегородская набережная, а не склады и причалы.
В выступлении градостроителя обязательно должно быть указание на масштаб схемы. Например: «Глядя на схему, может создаться впечатление, что строительство будет буквально под окнами. Но: Масштаб 1:5000. Это в 1 см 50 м. Строительство – минимум в 500 метрах от ближайших домов.
Дать представление об очередности строительства, чтобы у людей не было ощущения, что они 20 лет будут жить в нарушенной среде.
Позиция технолога
В выступлении технолога должны прозвучать превентивные ответы на возможные опасения, вызванные предположениями о техногенной опасности реализации проекта для жителей.
На экспозиции было высказано много опасений, связанных именно с техническим аспектом (дома рухнут, отвалится уже намытая часть ВО, не все аспекты просчитаны, поведение Маркизовой лужи не спокойное и пр.)
Тактика – представление задачи намыва как повседневной, рутинной.
Намыв – это освоенная технология образования городских территорий в СПб.
Решение технических проблем – достижение еще советского периода. В проекте вообще нет технических проблем. Есть освоенные, рутинные задачи. Знаем, как их решать.
Технический аспект вообще не должен вызывать беспокойства. А вот создание градостроительной среды высокого качества – это действительно проблема. Давайте на ней сосредоточимся, извлечем из участия в общественных слушаниях максимальную пользу для нас, жителей ВО.
Позиция эколога
Среда сохранилась, несмотря на прежние масштабные намывы. Замутнение, конечно, будет, но это не курортный район.
Позиция эколога по отношению к проектам градостроительного развития: не запрещать, а вырабатывать рекомендации по технологиям, по мероприятиям защиты. Эколог в проекте – тоже проектировщик.
Необходимо дать представление о последующих стадиях и экологической части в них.
Будет несколько стадий разработки проекта и его детализации. На каждой стадии работает эколог. Оценивает воздействие, оценивает технологии, предписывает изменить технологии, разрабатывает восстановительные мероприятия. Используем методы модельного проектирования, выбираем технологии. Решения эколога в проекте подвергается оценке государственной экологической экспертизы. После этого, если общественность сочтет необходимым, может инициировать независимую экологическую экспертизу.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание