logo
Территориальное_планирование_пр2

1992 Года

Изменение политической ситуации в стране привело к новому подходу в правовом регулировании отношений, связанных с градостроительством. Закон об основах градостроительства и стал первым официальным выражением позиции власти по данному вопросу. В Преамбуле Закона об основах градостроительства говорится следующее: «Настоящий Закон устанавливает основы федеральной градостроительной политики и наряду с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации формирует базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия.

Закон направлен на создание здоровой и безопасной среды обитания населения, равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства на всей территории Российской Федерации независимо от форм собственности и гражданства».

На примере данной Преамбулы видно зарождение современных демократических федеративных основ политико-территориальной организации России, формирование новой подотрасли административного законодательства – законодательства градостроительного, чётко разделены законодательные полномочия Федерации и субъектов Федерации, понятно сформулированы цели градостроительной политики государства.

В Законе об основах градостроительства было дано понятие «градостроительство в Российской Федерации» – деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

Помимо него были даны определения градостроительной политики, градостроительного прогноза, градостроительных программ, градостроительной документации, системы поселений, недвижимости в градостроительстве, опорного плана территории, территориального кадастра.

Отметим, Закон об основах градостроительства по своей структуре был вполне удачным нормативны актом, охватывающим необходимо широкий круг вопросов: основные направления градостроительной деятельности, объекты, субъекты градостроительной деятельности, их отношения между собой, виды градостроительной документации, права и обязанности субъектов градостроительной деятельности (на модном тогда языке в скобках давалось пояснение «субъектам» – участники, партнёры), источники финансирования градостроительства, государственное регулирование и стимулирование градостроительной деятельности, в том числе в особых условиях, органы контроля за градостроительной деятельностью, государственные гарантии прав субъектов градостроительства, ответственность за нарушение градостроительного законодательства и некоторые другие.

В частности предусматривались следующие основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:

По заданию заказчика могли выполняться другие виды градостроительной документации (ст. 6).

По нашей оценке, Закон об основах градостроительства сыграл позитивную роль в упорядочении советского градостроительного (профессионального) сознания и в формировании основ градостроительного законодательства.