logo
Территориальное_планирование_пр2

Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил

Последним из трёх признаков самовольной постройки является существенное нарушение при её возведении градостроительных и строительных норм и правил. Критерии такой «существенности» законодательно не определены, поэтому в каждом конкретном случае для определения, было ли нарушение норм и правил существенным, необходимо обращаться к услугам специалистов и экспертов.

Что же относится к строительным и градостроительным нормам и правилам? Существует огромное количество актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Это СНиПы (строительные нормы и правила), СН (строительные нормы), ГОСТы (государственные стандарты), ВНП (ведомственные нормы проектирования), ВСН (ведомственные строительные нормы), инструкции, МДС (Методические документы в строительстве), МР (Методические рекомендации), МУ (Методические указания), НТП (Нормы технологического проектирования), ОСН (Отраслевые строительные нормы) и другие.

С 2003 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, все эти нормы подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

В соответствии с тем же ФЗ «О техническом регулировании» с 2010 года должны вступить в действие технические регламенты, которые заменят собой указанные выше обязательные к исполнению нормы и установят обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе санитарно-эпидемиологические, экологические требования, требования государственной охраны объектов культурного наследия, требования пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.

Также на региональном и местном уровнях должны быть приняты нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории) (ч. 4 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Подводя итоги всему вышесказанному о самовольных постройках, можно выделить следующие моменты:

1. Самовольную постройку можно определить по трём признакам, каждый из которых является самостоятельным и достаточным для того, чтобы признать постройку самовольной:

1) Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке.

2) Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства.

3) Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. По общему правилу самовольная постройка подлежит сносу за счёт лица, осуществившего её строительство.

3. Легализовать самовольную постройку может только собственник земельного участка в свою пользу, если она не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

4. Способы легализации самовольных построек, возведённых на не принадлежащей застройщику земле, в том числе на муниципальной, законом не предусмотрено. Однако есть потенциальная возможность легализовать самовольно возведённые строения на самовольно захваченных земельных участках, если такой вид застройки на данной территории предусмотрен в документах территориального планирования и документах по планировке территории, то есть на то имеется воля органов местного самоуправления.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Правовое последствие самовольной постройки – лицо, её осуществившее, не приобретает права собственности на неё.

Признаки самовольного строения – создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке; отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства; создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Проектная документация – содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства.

Разрешение на строительство – документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Разрешительные документы на строительство – проектная документация; разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Самовольная постройка – жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

  1. Андрианов Н.А. Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки // Правовые вопросы строительства, 2005, № 2

  2. Головнина Е.Н. Самовольная постройка // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России, июль-август 2006, № 4.

  3. Ершов Ю. Проблемы статуса самовольных построек // ЭЖ-Юрист, 2006, № 43

  4. Киминчижи Е.Н. Запутанное регулирование самовольных построек // Российская юстиция, 2007, № 2.

  5. Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право, 2005, № 1.

  6. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2004. – 296 с.

  7. Римшин В.И., Греджев В.А. Основы правового регулирования градостроительной деятельности: Учебное пособие для строительных вузов. М.: Высшая школа, 2006. – 280 с.

  8. Статьи СПС «Консультант Плюс»:

  9. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е., Шиняева Н. Градорегулирование: отрицание или утверждение? // ЭЖ-Юрист, 2007, № 16.

  10. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. – М.: Статут, 2006. – 336 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что зафиксированная в настоящем разделе юридизация градостроительной деятельности – процесс неизбежный. Российское государство постепенно интегрируется в мировое «цивилизованное» сообщество (после советского периода), в котором право, юриспруденция имеет огромное значение в жизни граждан и власти.

Выше уже отмечалось, что появление множества новых сфер правового регулирования (горное, медицинское, военное право) – прямое следствие курса на «правовое» государство, результат коренного реформирования многих областей общественной жизни.

Отсюда – повышенная роль юридического знания, знания тонкостей законотворческого процесса, ведь именно этот процесс определят, каким быть закону, о чём он, какие нормы закон содержит, достаточно ли этих норм для полноценного правового воздействия на общественную действительность и как часто данный закон надо менять.

«Нормативный правовой акт и потребность в нём всегда эффективны, когда прогнозируемо коллективное поведение в определённой ситуации»183. Более того, это коллективное поведение с помощью нового закона можно сознательно направить в определённое русло, что и было проделано Градостроительным кодексом РФ 2004 года. Несмотря на волны протеста со стороны профессионалов, потихоньку происходит привыкание к непривычному тексту Кодекса, новой терминологии, его идеологии. Безусловно, это положительный итог двух с половиной лет действия такого значимого общественного документа.

Хочется надеяться, что профессиональное сообщество с каждым днём будет всё более благосклонно относиться к такому социально-политическому явлению, как юридизация градостроительной деятельности.