logo
Территориальное_планирование_пр2

Тематический парк

Появление новых видов общественной активности приводит к возникновению новых градостроительных элементов.

Одной из новых градостроительных форм, связанной с развитием индустрии туризма, распространившейся по всему миру, являются так называемые тематические парки. В последнее время они составили серьёзную конкуренцию традиционным городам с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Создание тематических парков может стать той имиджевой идеей, повышающей конкурентоспособность города на рынке.

Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисней. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всём мире.

Первый тематический парк появился в США в сер. 50-х годов – в то время, когда традиционные парки досуга переживали упадок. Международное признание тематические парки получили в 90-е годы прошлого века. Конкуренция заставила владельцев парков придумывать всё более разнообразные программы, воссоздавая уникальный микромир со своим настроением и колоритом, радующий постоянных посетителей. Гостей парков обычно ожидают многочисленные магазины, бары, рестораны, ночные клубы, шоу на открытом воздухе, театрализованные комедийные представления. Выделяется и зона для гостиничных комплексов, как правило, по периметру парка.

Большинство тематических парков были построены в пригородах. Земля здесь дешевле, чем в городе, поэтому многие тематические парки занимают большие площади. Им не приходится ничего сносить, чтобы возвести аттракционы, которые часто поражают своими размерами и красочностью оформления. Среди главных секретов успеха тематических парков следует особо выделить использование высоких технологий: компьютерные системы контроля за светозвуковыми и мультипликационными эффектами, благодаря которым посетители испытывают острые ощущения и получают особенно яркие впечатления.

На данный момент в индустрии развлечений выделяют следующие объекты:

– киносферы – комплексы кинотеатров с несколькими залами;

– тематические/концептуальные рестораны (Hard Rock Cafe в Лондоне);

– ритейлеры с развлекательным компонентом (например, магазин игрушек);

– аквапарки;

– высокотехнологичные развлекательные центры;

– места показа специализированных фильмов (типа IMEX или популярные ещё в СССР с панорамным обозрением);

– тематические аттракционы;

– семейные развлекательные центры;

– детские развлекательные центры;

– спортивно-развлекательные центры и т.д.

При разработке концепции объекта индустрии развлечений наиболее важным является выбор тематической направленности, т.е. он должен иметь свой уникальный неповторимый стиль. Для этого все элементы объекта объединяются в одну или несколько тематических групп в зависимости от размеров и содержания. Для этого ещё на уровне разработки мастер-плана парка проектируются тематические зоны, каждая из которых будет подчинена своей сюжетной линии.

При проектировании парка должны также учитываться зоны отдыха, не связанные напрямую с аттракционами, а также вспомогательные постройки. Особое внимание уделяется декоративным элементам, будь то искусственные скалы, пещеры, реконструкции античных городов, джунглей и т.д.

Тематические парки рассчитаны на семейный отдых, т.е. на разные возрастные группы. По этой причине фокусируется позиционирование не только аттракционов, но и предприятий питания. Создается для детей дошкольного возраста детское кафе в виде игровой площадки. Для любителей «пассивного спорта» – бар с трансляцией важнейших спортивных мероприятий. Для любителей здоровой пищи предлагаются фитобары и т.п.

Реализация различных градостроительных стратегий по созданию привлекательного имиджа приводит к тому, что даже мировые города-столицы приобретают черты своеобразных тематических парков, каждый со своей собственной специализацией: Париж – тематический парк моды, искусства и приятного времяпрепровождения; Нью-Йорк дает насладиться разнообразием стилей жизни; Берлин обозначает себя как тематический парк истории и политики; Лондон отличается традициями, представлениями из жизни королевской семьи и развлечениями. Зрелищные архитектурные объекты (как декоративные элементы в Дисней-парке), становятся одним из признаков преуспевающего города, архитектурный язык говорит о престижности, богатстве и успехе.