Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
Документация по планировке (проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков), согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, может подготавливаться на всех трёх уровнях власти – в зависимости от значения объекта капитального строительства. При размещении объекта федерального уровня подготовку документации по планировке обеспечивают федеральные органы государственной власти; при размещении объекта регионального уровня подготовку документации по планировке обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ; на муниципальном уровне – соответственно. По общему правилу документация по планировке территории готовится на местном уровне – органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Статья 31 Закона Рязанской области о градостроительной деятельности фиксирует порядок подготовки «областной» документации по планировке:
«1. На территории Рязанской области решения о подготовке документации по планировке территории принимаются Правительством Рязанской области – в случаях, когда документация по планировке территории подготавливается на основании схемы территориального планирования Рязанской области, если такой схемой предусмотрено размещение объектов капитального строительства областного значения.
2. При принятии решения о подготовке документации по планировке территории Правительством Рязанской области в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляется уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа применительно к территориям, для которых принято такое решение.
3. Государственный заказ на подготовку документации по планировке территории размещается и исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае размещения объекта капитального строительства, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент (в границах земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения), подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическим или юридическим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Документация по планировке территории, подготовка которой осуществляется указанным лицом, подлежит утверждению Правительством Рязанской области.
5. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
6. Орган архитектуры и градостроительства Рязанской области в течение тридцати дней осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в настоящей статье.
7. По результатам проверки орган архитектуры и градостроительства Рязанской области в течение семи дней принимает решение о направлении такой документации в Правительство Рязанской области на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку».
Органам местного самоуправления предоставлена возможность регламентировать процедуру подготовки «своей» документации по планировке, учитывая специфику и возможности муниципалитета: определить ответственные органы, указать, например, сроки подготовки (минимальные и максимальные) документов, задать минимальную или максимальную площадь объектов проектов планировки; очень часто, также, возникает необходимость учитывать кадровые возможности, материально-техническое оснащение органов местного самоуправления и другие потенциально (и реально) проблемные вопросы.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки документации по планировке определяется в правилах землепользования и застройки муниципального образования. Следовательно, нормативным актом о порядке подготовки такой документации являются правила землепользования и застройки.
Концептуальность подхода Градостроительного кодекса РФ в этой области заключается в том, что новое строительство невозможно осуществлять без всего набора документов по планировке. Фактически, весь формальный инвестиционно-строительный процесс начинается с подготовки именно этих документов и должна быть чётко прописана процедура их подготовки. Если этого не проделано и документы готовятся на основании Инструкции (вперемешку с требованиями Градостроительного кодекса РФ), есть серьёзный риск нарушить закон и не соблюсти его формальные требования. Как представляется, это грозит отменой решения об утверждении (любого) документа по планировки и эта опасность неизбежно отразится (отражается) на привлекательности той или иной территории (возможности «вхождения» на неё) для инвестора.
Постановление главы местной администрации об установлении причин нарушения градостроительной деятельности при причинении вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате такого нарушения в отношении объектов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ (ч. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ)
Отсутствие такой достаточно обширной и разветвлённой законодательной базы, конечно, негативно сказывается на «прозрачности» процесса градостроительного проектирования:
проектировщики в своих разработках основываются на морально устаревших, часто носящих рекомендательный характер нормативных правовых и технических актах;
органы власти не имеют нормативно закреплённых «правил игры» в данном поле;
для реализации интересов застройщиков появляются административные барьеры, в том числе объективные – пробелы права, неурегулированность некоторых вопросов.
Констатация неразвитости градостроительной нормативной базы приводит к формулированию причин такой ситуации. Можно выделить три группы причин: 1) идеологическая (проблема понимания); 2) материальная (отсутствие денег на написание правовых актов); 3) человеческая (нет подготовленных кадров).
Проблема понимания распадается на две составляющие:
1) непонимание (нежелание понимать) логики, идеологии Градостроительного кодекса РФ (какую систему он предлагает, чем она отличается от предыдущей и для чего такие изменения);
2) непонимание правовых возможностей по регулированию градостроительной деятельности (упование на государство (на субъект РФ), которое «всё решит и урегулирует»; привычка ждать нормативных предписаний сверху в виде, например, методических рекомендаций; безынициативность, отношение к рекомендациям как к обязательным установлениям). Необходимо отходить от такого советского (в плохом смысле слова) профессионального мышления.
Материальная проблема заключается в отсутствии средств у муниципалитетов на подготовку специальных градостроительных нормативных актов. Впрочем, даже при их наличии гарантий качественных документов нет (проблемы понимания и кадров).
Проблема кадров, с одной стороны, порождена тем, что градостроители, архитекторы, планировщики и другие специалисты оказались неподготовленными к юридизации градостроительства. Это выражается в «неумении» читать нормативные акты, сложности восприятия юридических текстов, незнании правил системности правовых актов. С другой стороны, у юристов нет специальной подготовки в области градостроительной деятельности. Получается ситуация, когда архитекторы читают законы, а юристы изучают теорию и практику градостроительства.
Другими словами, все эти обстоятельства указывают, по-нашему мнению, на одно: многие аспекты развития (территориально-пространственное, экономическое и т.д.) крайне затруднены без развитой муниципальной и региональной нормативно-правовой градостроительной базы. Необходимость её формирования очевидна хотя бы потому, что некоторые отношения в данной области должны быть урегулированы только на местном или региональном уровне (смотри ч. 4 ст. 28; ч. 4 ст. 62; ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
В этом отношении развитие трёхуровневой169 структуры законодательства, которое «покрывало» бы весь необходимый круг вопросов (в области градостроительного проектирования) – актуальная задача органов власти современного федеративного государства, каким является Российская Федерация.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Нормативные акты органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регламентируют:
Состав, порядок подготовки генерального плана города, порядок подготовки изменений и внесения их в генеральный план.
Состав, порядок подготовки плана реализации генерального плана
Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования.
Порядок организации проведения публичных слушаний.
Состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, являющийся по своему юридическому статусу местным нормативно-правовым актом, а по содержанию – градостроительным документом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Денисов С.А. Административизация правовой системы: влияние обособленных управленческих групп на правовую систему общества. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2005. – 544 с.
Дорохин С.В. Деление права на частное и публичное. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 136 с.
Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006. – 398 с.
Районная планировка. В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк, Г.В. Субботин и др. М.: Стройиздат, 1986. – 325 с.
Римшин В.И., Греджев В.А. Основы правового регулирования градостроительной деятельности: Учебное пособие для строительных вузов. М.: Высшая школа, 2006. – 280 с.
Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. Об особенностях содержания, порядка разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований // Правовые вопросы строительства, 2004, № 2(3)
Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е., Шиняева Н. Градорегулирование: отрицание или утверждение? // ЭЖ-Юрист, 2007, № 16.
Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. – М.: Статут, 2006. – 336 с.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание