logo search
Территориальное_планирование_пр2

Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний

Согласно ч. 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, при предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, при предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, по проектам планировки территории и проектам межевания территории.

С недавних пор публичные слушания – значимый элемент практики муниципального управления. Несколько федеральных законов (ФЗ о МСУ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.) указывают на необходимость проведения публичных слушаний по различным вопросам жизни муниципального образования. В области градостроительства эти случаи перечислены в наименовании правового акта. Надо сказать, что с регулированием процедуры проведения публичных слушаний в муниципалитетах дело обстоит более или менее удовлетворительно. Соответствующие акты приняты в Ижевске (решение Городской думы города Ижевска от 22 декабря 2005 г. N 35), Магнитогорске (решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. N 136) и многих других муниципальных образованиях.

Основная «проблема» публичных слушаний – необязательность их результатов для органов власти. В противном случае, население блокировало бы подавляющее число вопросов, выносимых на такие слушания, что сделало бы невозможным нормальное волевое политическое администрирование. Данная необязательность компенсируется возможностью обжалования в судебном порядке решение власти, принятое в противовес мнению населения.

Другая практическая сложность публичных слушаний, прямо и косвенно влияющая на права граждан – механизм учёта мнения населения: проводятся непосредственно собрания или «слушания» проводятся по радио и телевидению; принимаются ли решения голосованием (на собрании) или председатель сам определяет результаты слушаний; если используется голосование, то считают только зарегистрированных (на слушаниях) граждан или всех присутствующих и т.д. При отсутствии регламентации подобных вопросов в ходе, например, судебного разбирательства о нарушении прав граждан на информацию доказывание какой-либо позиции будет затруднено.

Закон Рязанской области о градостроительной деятельности содержит статью 24 о публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов:

«1. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

2. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

3. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается исходя из требования, обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения и должна составлять не более пятидесяти тысяч человек.

4. Публичные слушания проводятся в порядке, установленном статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации».