logo search
Территориальное_планирование_пр2

Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)

Документация по планировке (проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков), согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, может подготавливаться на всех трёх уровнях власти – в зависимости от значения объекта капитального строительства. При размещении объекта федерального уровня подготовку документации по планировке обеспечивают федеральные органы государственной власти; при размещении объекта регионального уровня подготовку документации по планировке обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ; на муниципальном уровне – соответственно. По общему правилу документация по планировке территории готовится на местном уровне – органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Статья 31 Закона Рязанской области о градостроительной деятельности фиксирует порядок подготовки «областной» документации по планировке:

«1. На территории Рязанской области решения о подготовке документации по планировке территории принимаются Правительством Рязанской области – в случаях, когда документация по планировке территории подготавливается на основании схемы территориального планирования Рязанской области, если такой схемой предусмотрено размещение объектов капитального строительства областного значения.

2. При принятии решения о подготовке документации по планировке территории Правительством Рязанской области в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляется уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа применительно к территориям, для которых принято такое решение.

3. Государственный заказ на подготовку документации по планировке территории размещается и исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае размещения объекта капитального строительства, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент (в границах земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения), подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическим или юридическим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Документация по планировке территории, подготовка которой осуществляется указанным лицом, подлежит утверждению Правительством Рязанской области.

5. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

6. Орган архитектуры и градостроительства Рязанской области в течение тридцати дней осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в настоящей статье.

7. По результатам проверки орган архитектуры и градостроительства Рязанской области в течение семи дней принимает решение о направлении такой документации в Правительство Рязанской области на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку».

Органам местного самоуправления предоставлена возможность регламентировать процедуру подготовки «своей» документации по планировке, учитывая специфику и возможности муниципалитета: определить ответственные органы, указать, например, сроки подготовки (минимальные и максимальные) документов, задать минимальную или максимальную площадь объектов проектов планировки; очень часто, также, возникает необходимость учитывать кадровые возможности, материально-техническое оснащение органов местного самоуправления и другие потенциально (и реально) проблемные вопросы.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки документации по планировке определяется в правилах землепользования и застройки муниципального образования. Следовательно, нормативным актом о порядке подготовки такой документации являются правила землепользования и застройки.

Концептуальность подхода Градостроительного кодекса РФ в этой области заключается в том, что новое строительство невозможно осуществлять без всего набора документов по планировке. Фактически, весь формальный инвестиционно-строительный процесс начинается с подготовки именно этих документов и должна быть чётко прописана процедура их подготовки. Если этого не проделано и документы готовятся на основании Инструкции (вперемешку с требованиями Градостроительного кодекса РФ), есть серьёзный риск нарушить закон и не соблюсти его формальные требования. Как представляется, это грозит отменой решения об утверждении (любого) документа по планировки и эта опасность неизбежно отразится (отражается) на привлекательности той или иной территории (возможности «вхождения» на неё) для инвестора.

Постановление главы местной администрации об установлении причин нарушения градостроительной деятельности при причинении вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате такого нарушения в отношении объектов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ (ч. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ)

Отсутствие такой достаточно обширной и разветвлённой законодательной базы, конечно, негативно сказывается на «прозрачности» процесса градостроительного проектирования:

Констатация неразвитости градостроительной нормативной базы приводит к формулированию причин такой ситуации. Можно выделить три группы причин: 1) идеологическая (проблема понимания); 2) материальная (отсутствие денег на написание правовых актов); 3) человеческая (нет подготовленных кадров).

Проблема понимания распадается на две составляющие:

1) непонимание (нежелание понимать) логики, идеологии Градостроительного кодекса РФ (какую систему он предлагает, чем она отличается от предыдущей и для чего такие изменения);

2) непонимание правовых возможностей по регулированию градостроительной деятельности (упование на государство (на субъект РФ), которое «всё решит и урегулирует»; привычка ждать нормативных предписаний сверху в виде, например, методических рекомендаций; безынициативность, отношение к рекомендациям как к обязательным установлениям). Необходимо отходить от такого советского (в плохом смысле слова) профессионального мышления.

Материальная проблема заключается в отсутствии средств у муниципалитетов на подготовку специальных градостроительных нормативных актов. Впрочем, даже при их наличии гарантий качественных документов нет (проблемы понимания и кадров).

Проблема кадров, с одной стороны, порождена тем, что градостроители, архитекторы, планировщики и другие специалисты оказались неподготовленными к юридизации градостроительства. Это выражается в «неумении» читать нормативные акты, сложности восприятия юридических текстов, незнании правил системности правовых актов. С другой стороны, у юристов нет специальной подготовки в области градостроительной деятельности. Получается ситуация, когда архитекторы читают законы, а юристы изучают теорию и практику градостроительства.

Другими словами, все эти обстоятельства указывают, по-нашему мнению, на одно: многие аспекты развития (территориально-пространственное, экономическое и т.д.) крайне затруднены без развитой муниципальной и региональной нормативно-правовой градостроительной базы. Необходимость её формирования очевидна хотя бы потому, что некоторые отношения в данной области должны быть урегулированы только на местном или региональном уровне (смотри ч. 4 ст. 28; ч. 4 ст. 62; ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

В этом отношении развитие трёхуровневой169 структуры законодательства, которое «покрывало» бы весь необходимый круг вопросов (в области градостроительного проектирования) – актуальная задача органов власти современного федеративного государства, каким является Российская Федерация.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Нормативные акты органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регламентируют:

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, являющийся по своему юридическому статусу местным нормативно-правовым актом, а по содержанию – градостроительным документом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

  1. Денисов С.А. Административизация правовой системы: влияние обособленных управленческих групп на правовую систему общества. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2005. – 544 с.

  2. Дорохин С.В. Деление права на частное и публичное. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 136 с.

  3. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006. – 398 с.

  4. Районная планировка. В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк, Г.В. Субботин и др. М.: Стройиздат, 1986. – 325 с.

  5. Римшин В.И., Греджев В.А. Основы правового регулирования градостроительной деятельности: Учебное пособие для строительных вузов. М.: Высшая школа, 2006. – 280 с.

  6. Сокол-Номоконов Э.Н., Макаров А.В. Об особенностях содержания, порядка разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований // Правовые вопросы строительства, 2004, № 2(3)

  7. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е., Шиняева Н. Градорегулирование: отрицание или утверждение? // ЭЖ-Юрист, 2007, № 16.

  8. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. – М.: Статут, 2006. – 336 с.