Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель темы
Изучение 1) теоретической основы (некоторых элементов и институтов) правовой системы России; 2) общих принципов построения градостроительного законодательства РФ на основе Конституции РФ; 3) места градостроительного законодательства в системе российского законодательства.
Вы будете изучать
Соотношение понятий «система права» и «законодательство»; теоретические вопросы структуризации российских системы права и законодательства; определение сущности градостроительных правовых норм: градостроительное право или градостроительное законодательство.
После изучения темы вы сможете
Различать «систему права» и «законодательство»; на основе данного различения идентифицировать градостроительные правовые нормы как «градостроительное законодательство», а не как «градостроительное право»; определять трёхзвенную структуру градостроительного законодательства.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ
Градостроительная деятельность – как одна из разновидностей жизнедеятельности общества – сверхсложный институт социально-экономического и политического государственного управления. Комплексный подход к осуществлению градостроительного проектирования, затрагивает такие области, как экономика, экология, архитектура, юриспруденция, геология, социология, гидрология и множество других. Междисциплинарный характер теоретических и практических разработок и проектов, охватывает большой объём научного знания. В градостроительном проектировании рассматривается и анализируется комплекс проблем: вопросы экологии, территориально-пространственная организация, социально-экономическое обеспечение потребностей населения, обеспечение безопасности опасных антропогенных и природных объектов, правовые вопросы проектирования и другие. Документы градостроительного проектирования получили высокий юридический статус. В деятельности градостроительного проектирования участвует много заинтересованных в результатах градостроительной деятельности сторон (органы власти всех уровней, подавляющая часть населения, крупный и малый бизнес). Градостроительное проектирование оказывает непосредственное влияние на реальную жизнь в конкретном месте (от строительства казино до размещения атомной станции) – все эти и многие другие вопросы говорят о повышенной практической (и теоретической) значимости результатов градостроительной деятельности и, собственно, градостроительных документов.
Особенно это относится к России, которая, на наш взгляд, не достигла устойчивого состояния во многих сферах общественной жизни: производится постоянное реформирование чего-либо (общегосударственного административного управления, местного самоуправления), часто осуществляются революционные преобразования устоявшихся систем и институтов («монетизация» льгот, служба в армии по контракту, введение единого государственного экзамена в школе). В стране увеличивается значение юридического знания в социальной и личной областях, повышается (но недостаточно) правовая культура граждан. Явно выражен интерес к законам о наследовании имущества, правовым вопросам семейных отношений, налоговым «делам», вопросам частной собственности на землю и т.п.
Градостроительная деятельность влияет на каждого из нас. Влияет как в положительную сторону (появляются новые магазины «рядом с домом», прокладываются новые «удобные» дороги, строятся и обновляются объекты инженерно-технической инфраструктуры, обеспечивающие бесперебойную подачу электроэнергии, тепла, воды, газа), так и в отрицательную (существует проблема неудобного и вредного (противозаконного) уплотнения застройки, административные (субъективные, волюнтаристские) барьеры не позволяют построить «удобную» дорогу, пробелы в законодательстве исключают реальную возможность судебного обжалования неправомерных действий, например, застройщиков и др.).
Многообразие ситуаций, участие в них множества субъектов, мыслимые и, на первый взгляд, немыслимые комбинации вариантов решения спорных (конфликтных) вопросов создают типологию проблем, возникающих в ходе градостроительной деятельности.
Это могут быть частные случаи конфликтов, например, судебное разбирательство между гражданами (-ином) и застройщиком по поводу строительства нового объекта рядом с домом истца; «выяснение отношений» между двумя и более муниципальными образованиями по поводу конкретного прохождения административной границы между ними.
Возможны конфликтосодержащие ситуации, связанные с пробелами в законодательстве либо недостаточной его (законодательства) проработанностью, при которых латентный конфликт скрыт за формулировками в праве или вообще отсутствуют нормы, необходимые для решения того или иного вопроса. К примеру, Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ 2004 года, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс) не предоставляет права субъектам РФ определять состав и порядок подготовки планов реализации схем территориального планирования субъектов РФ. Тогда как федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют такие полномочия (по установлению состава и порядка подготовки планов реализации «своих» документов территориального планирования – смотри ч.1 ст.13; ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ).
К сожалению, не на последнем месте стоит проблема юридических коллизий, то есть противоречий внутри нормативных актов (либо различных, либо внутри одного). В частности, статья 86 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) предусматривает такую территориальную единицу, как пригородная зона. Логика же норм Градостроительного кодекса РФ, вместе с идеей реформирования административно-территориальной организации местного самоуправления, исключают её наличие.
В этом же проблемном ряду находится ситуация, при которой реализация норм одного закона производится без учёта норм другого закона. Например, при подготовке проекта планировки территории, призванного непосредственно проектировать планировочную организацию конкретного территориального элемента, не учитываются (игнорируются) собственники (и другие правообладатели) земельных участков, проектирование производится прямо «по этим участкам». Этого быть, естественно, не должно.
Наконец, существуют проблемы понимания, а точнее – непонимания новой идеологии Градостроительного кодекса РФ, вследствие которых совершаются действия, противоречащие «духу», идее (эйдосу) этого законодательного акта, нарушающие технологию градостроительного проектирования, предусмотренную им.
Количество градостроительно-правовых норм в современном российском законодательстве неуклонно растёт. Главным образом, речь идёт о принятии Градостроительного кодекса РФ, полностью посвящённого нормативно-правовому регулированию градостроительной деятельности. Однако, градостроительные нормы права содержатся не только в Кодексе, но и в других правовых актах различного уровня: они есть в Земельном кодексе РФ; в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ о МСУ); в Федеральном законе от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – ФЗ о переводе земель); в региональных и местных правовых актах.
По мере их накопления121 неизбежно встаёт вопрос об их институциональной структурной принадлежности, об определении места данных норм во всей правовой системе России. Такое теоретическое осмысление сущности градостроительно-правовых норм способствует «безболезненному вхождению» этих норм во всю материю правового регулирования общественных отношений, что является основой для дальнейшего практического развития законодательства в этой области.
Анализ существа градостроительных правовых норм предполагает уточнение некоторых институтов теории права, относящихся к рассматриваемой теме, без которых невозможно понимание всего предмета исследования. Предстоит выяснить, что такое «правовая система», «система права», «законодательства», «отрасль права», отрасль законодательства».
Итак, общее логическое продвижение будет дедуктивным – от общего к частному. Начать, соответственно, следует с «правовой системы».
Правовая система – это право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности – правовой идеологией и судебной (юридической) практикой. Другими словами, правовая система состоит из трёх элементов:
собственно право как система общеобязательных норм, выраженных в законе;
правовая идеология (активная сторона правосознания);
судебная (юридическая) практика122.
В дальнейшем в настоящей Теме будет рассматриваться только один из данных элементов – собственно право (в самом общем виде – система юридических норм).
Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выражающее в качестве критерия правомерно-дозволенного поведения субъектов права.
Для юридических норм характерна системность, которая выражается в наличии системы права – строения права, его подразделения на отрасли. Юридические нормы, формируясь по определённым признакам, структурируются в отрасли права. Отрасль права – главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. У каждой отрасли права, как правило, имеется своя отрасль законодательства123.
И отрасли права, и отрасли законодательства «имеют дело» с юридическими текстами, официально закреплёнными, зафиксированными в законах (юридическими) нормами права. Принципиальное различие состоит в том, что отрасль законодательства есть организация правовых текстов по форме, отрасль права – по содержанию124.
Каждая отрасль права имеет два основных признака, один из которых является определяющим для классификации данных отраслей. Эти признаки – предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования составляет комплекс однородных общественных отношений, подлежащий правовому воздействию. Например, уголовное право регулирует общественные отношения по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества.
Метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. В теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.
Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, власти-подчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий характер.
Метод децентрализованного регулирования основывается, прежде всего, на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируются таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли вступить в диалог, то есть самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения125.
Ознакомившись с некоторыми теоретическими предпосылками для дальнейшего анализа, следует перейти к уяснению сущности конкретно градостроительно-правовых норм.
Одним из центральных логических звеньев во всей цепочке рассуждений выступает понятие административного права. Административное право – отрасль российской системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)126.
При таком подходе предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, следует пояснить, что в данном случае речь идёт «об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичных интерес)»127.
Следует также отметить, что слово «администрировать» происходит от латинского слова «administrare», что означает «управлять, заведовать, руководить»128. Семантическая связь очевидна.
От других видов деятельности государства государственное129 управление отличают следующие признаки:
наличие системы специальных субъектов – органов государственного управления;
исполнительный характер деятельности по отношению к деятельности законодательной;
самостоятельное назначении данного вида деятельности;
наличие определённой материальной базы;
юридически властный характер данной деятельности;
исполнительно-распорядительный характер деятельности;
непосредственно организующий характер деятельности;
общегосударственный характер деятельности;
подзаконный характер деятельности;
наличие самостоятельной структуры;
наличие системы непосредственных объектов управляющего воздействия130.
Позитивным (нормативным, материальным, зафиксированным на бумаге) выражением административного права является административное законодательство, которое содержит юридические нормы административного права. Об объёме административного законодательства смотри ниже.
Исключая расширенный анализ юридических тонкостей метода правового регулирования административных правоотношений, необходимо сделать вывод – управленческие общественные отношения характеризуются как власте-отношения, то есть применяется императивный метод правового воздействия131.
Применяя всё вышесказанное к содержанию Градостроительного кодекса РФ, мы приходим к констатации следующего.
Под признаки государственного управления подпадает вся градостроительная деятельность.
Градостроительные отношения, указанные в ч.1 ст.4 Кодекса, по своему существу являются административными отношениями.
Основной метод правового регулирования, используемый Градостроительным кодексом РФ – императивный метод власти и подчинения.
Градостроительный кодекс РФ и другие правовые акты в этой области составляют большой массив нормативного материала – градостроительное законодательство. Данный массив содержательно не является чем-то самостоятельным. Так как градостроительные отношения суть административные отношения, то и градостроительное законодательство является частью законодательства административного.
Надо сказать, используемый теоретический подход к административному праву (как к «управлению» вообще) предполагает очень широкий круг охватываемых общественных отношений. Например, А.Б. Агапов выделяет следующие отрасли и сферы управления, подлежащие государственному регулированию:
вопросы военной службы;
административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций, а также муниципальных образований;
конфессиональные отношения;
государственное управление промышленностью;
государственное регулирование агропромышленного комплекса, транспорта и связи;
государственное управление в сферах социального и культурного строительства;
административно-правовой статус электронных и печатных средств массовой информации;
федеральные органы исполнительной власти в сферах здравоохранения, физической культуры и туризма;
государственное управление в сфере юстиции;
управление в сфере оборонного строительства;
государственное управление в сфере безопасности;
система органов внутренних дел Росси;
правоохранительная деятельность органов внутренних дел;
государственная регламентация внешнеполитической и внешнеторговой деятельности;
государственное регулирование рынка ценных бумаг;
государственное регулирование финансово-кредитной деятельности;
основы государственной приватизационной политики;
единая государственная система сертификации и лицензирования132.
А вот содержание административного права, по мнению А.П. Алёхина, А.А. Кармолицкого и Ю.М. Козлова:
управление промышленностью;
управление сельским хозяйством;
управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством;
управление коммуникациями;
управление использованием и охраной природных ресурсов;
управление торговлей;
управление внешнеэкономической деятельностью;
управление образованием;
управление здравоохранением;
управление наукой;
управление культурой;
управление в области социальной защиты граждан;
управление обороной;
управление безопасностью;
управление внутренними делами;
управление иностранными делами;
управление юстицией133.
Иначе говоря, все перечисленные области и сферы регулируются административным законодательством; при этом везде используется основополагающий идентификационный признак – императивный метод правового регулирования. В зависимости от предмета правового регулирования (общественных отношений, подлежащих правовому воздействию) возникают подотрасли административного законодательства (торговое законодательство, военное законодательство и пр.). В то же время это – административное право.
Резюмируя изложенное выше, наша позиция заключается в следующем:
градостроительные правовые нормы составляют градостроительное законодательство;
градостроительное законодательство является подотраслью административного законодательства;
административное законодательство (как отрасль законодательства) является нормативным выражением административного права (как отрасли права);
градостроительные правовые нормы представляют собой административно-правовые нормы;
таким образом, не существует градостроительного права как отрасли права.
Структура градостроительного законодательства
Следующий вопрос, подлежащий исследованию – структура градостроительного законодательства. Здесь необходимо обратить внимание на полномочия органов власти в области градостроительства, так как именно наличие полномочий создаёт возможность органу власти регулировать ту или иную сферу.
Статьи 71-73, 76 и некоторые другие Конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) посвящены разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Статья 71 содержит перечень вопросов, которые находятся в ведении Российской Федерации, то есть федеральных органов государственно власти; статья 72, соответственно – вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Отсюда следует, что органы государственной власти Российской Федерации правомочны действовать в обеих сферах – в сфере ведения, реализуемой как Российской Федерацией, так и её субъектами. Статья 73 определяет полномочия субъектов РФ вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.
«К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно, для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю её территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.
К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства не может решаться только Федерацией без участия государственных органов её субъектов»134.
Содержание термина «предмет ведения», по существу, раскрывается в статье 76 Конституции России. Фактически, имеется в виду возможность принимать правовые акты по «своим» предметам ведения, осуществлять правовое регулирование данных (чётко перечисленных закрытым перечнем) областей социально-политической и экономической жизни.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Как было выяснено ранее, правовое регулирование градостроительной деятельности осуществляется посредством градостроительного законодательства, которое, в свою очередь, является подотраслью административного законодательства. Следовательно, градостроительное законодательство, как часть административного, находится в совместном ведении России и её субъектов.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
При анализе конкретных нормативных актов в области градостроительства следует в первую очередь упомянуть Градостроительный кодекс РФ. Государственной Думой Кодекс принят 22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2004 года. Вступил Градостроительный кодекс РФ в силу с 30 декабря 2004 года (с момента опубликования в «Российской газете» от 30 декабря 2004 года № 290). С этой даты утратил силу Градостроительный кодекс РФ 1998 года от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ 1998 года, Кодекс 1998 года).
Градостроительный кодекс РФ (да и все остальные кодексы в России), по разновидности нормативного акта, является законом. Но по своей юридической силе Кодекс стоит «выше» обыкновенных законов. «Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Это законы, представляющие собой высшее, совершенное выражение его достоинств как источник права»135. Надо сказать, такое отношение к кодексам, как «первым среди равных», нормативно (в законах) нигде не закреплено; это доктринальное толкование данного вопроса.
Правовая ценность кодексов, равно как и других кодифицированных актов (основ законодательства, положений, уставов), заключается в том, что это «сводные юридические акты, позволяющие комплексно, на основе определённой системы принципов, регулировать какую-либо важную сферу общественной жизни»136.
С увеличением удельного веса юридических вопросов в жизни общества и государства, многие сферы подверглись воздействию правового регулирования, произошла их юридизация. То же и с градостроительством (см. тему 6.4). Градостроительный кодекс РФ является головным нормативным актом во всей градостроительной деятельности. По сути, после Конституции РФ, кодексы, каждый в своих сферах, стоят вторыми по своей юридической силе. Соответственно, они имеют существенное, определяющее значение для своей отрасли, так как закрепляют «исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства»137.
Статья 3 Градостроительного кодекса РФ описывает структуру законодательства о градостроительной деятельности. Согласно части 1 законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Данная норма полностью реализует принцип совместного ведения РФ и субъектов РФ по некоторым вопросам, заложенный в Конституции РФ (смотри выше). Соответственно, выделено два уровня градостроительного законодательства – федеральный и субъектов РФ.
Приоритет Градостроительного кодекса РФ среди других федеральных актов определён в части 2: федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Кодексу. Таким образом, федеральный законодатель позиционирует Градостроительный кодекс РФ как «первый среди равных».
Следующий логический шаг – соотношение Градостроительного кодекса РФ с нормативными актами субъектов РФ – представлен в части 3 статьи 3 Кодекса: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Наконец, часть 4 статьи 3 определяет место нормативных актов органов местного самоуправления во всём градостроительном законодательстве: по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу138.
То есть субъекты РФ и муниципалитеты имеют юридическую возможность создавать свою нормативно-правовую базу градостроительной деятельности на своём уровне. Единственное существенное условие – соответствие федеральному уровню, Градостроительному кодексу РФ, его букве и духу. «Системность и иерархичность – важнейшие условия эффективности регулятивного воздействия нормативно-правовых актов»139.
Более того Градостроительный кодекс РФ содержит перечень вопросов, по которым на уровне субъектов РФ и муниципальных образований необходимо осуществлять собственное правовое регулирование; полномочия по формированию градостроительной правовой базы определены, остаётся только действовать.
Другими словами, созданы все юридические предпосылки для формирования трёхуровневой нормативно-правовой базы градостроительной деятельности – федеральной, субъектов РФ и местной.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Административное законодательство – позитивное (нормативное, материальное, зафиксированное на бумаге) выражение административного права.
Административное право – отрасль российской системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Метод децентрализованного регулирования – основывается, прежде всего, на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях.
Метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.
Метод централизованного регулирования – основывается на отношениях субординации, власти-подчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий характер.
Отрасль права – главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.
Правовая система – право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности – правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.
Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности.
Предмет ведения – возможность осуществлять правовое регулирование (принимать правовые акты) по чётко перечисленным закрытым перечнем областям социально-политической и экономической жизни.
Предмет правового регулирования – комплекс однородных общественных отношений, подлежащий правовому воздействию.
Структура законодательства о градостроительной деятельности – Градостроительный кодекс РФ, другие нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти; нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Юридическая норма – общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выражающее в качестве критерия правомерно-дозволенного поведения субъектов права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М.: Статут, 1999. – 160 с.
Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. М.: Проспект, 2006.
Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: учебник. М., 1996. – 680 с.
История философии права. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. – 640 с.
Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. – 288 с.
Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. СПб, 2005. – 497 с.
Римшин В.И., Греджев В.А. Основы правового регулирования градостроительной деятельности: Учебное пособие для строительных вузов. М.: Высшая школа, 2006. – 280 с.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание