logo search
Территориальное_планирование_пр2

5. Земли лесного фонда

5.1. Спортивные и спортивно-технические сооружения.

Спортивные и спортивно-технические сооружения принципиально могут быть расположены на землях лесного фонда.

Пункт 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ допускает такой вид использования лесов, как осуществление рекреационной деятельности. Ст. 41 развивает это положение и указывает, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной деятельности (ч. 1). Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 41). Пока такие правила уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлены.

Размещение спортивных и спортивно-технических объектов на землях лесного фонда возможно при одном условии – если в лесном плане субъекта РФ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматривается строительство и эксплуатация олимпийских объектов (ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ).

Лесной план субъекта РФ является документом лесного планирования – планирования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч. 1 ст. 85 Лесного кодекса РФ). В лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч. 1 ст. 86 Лесного кодекса РФ). Лесной план субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Состав лесного плана субъекта РФ и порядок подготовки такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 86).

Кроме этого, правовой режим использования лесов устанавливается лесохозяйственным регламентом, который, в первую очередь, определяет виды разрешённого использования лесов (ст. 87 Лесного кодекса РФ). Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На данный момент соответствующие акты о лесном плане субъекта РФ и о лесохозяйственных регламентах не приняты, не говоря уже о самих лесных планах и лесохозяйственных регламентах. Следовательно, на наш взгляд, нет юридической возможности планировать размещение и размещать спортивные и спортивно-технические сооружения на землях лесного фонда.

5.2. Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (в том числе объекты связи и энергоснабжения)

Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры принципиально могут располагаться на землях лесного фонда.

Лесной кодекс РФ содержит статью, посвящённую строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ст. 21). Создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и др.) допускается использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса РФ). Очевидно, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры в данном случае не являются лесной инфраструктурой.

Одним их видов объектов, которые разрешено размещать на землях лесного фонда и которые не связаны с созданием лесной инфраструктуры являются линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), дороги, трубопроводы и т.д. (п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса).

Естественно, необходимо запланировать такое размещение, что должно делаться в лесном плане субъекта РФ (который определяет мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения).

О юридических сложностях реализации данного варианта – смотри выше.

5.3. Объекты здравоохранения и туристической инфраструктуры.

Об объектах здравоохранения и туристической инфраструктуры в Лесном кодексе РФ почти ничего не сказано, за исключением возможности использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в целях туризма (ч. 1 ст. 41).

Однако, по нашему мнению, следует различать рекреационную деятельность в целях туризма и размещение объектов туристической инфраструктуры. Отсюда – главный вывод: объекты здравоохранения и туристической инфраструктуры подлежат размещению на землях населённых пунктов; соответственно, для их строительства и эксплуатации (при размещении на землях лесного фонда) необходимо переводить земли лесного фонда в земли населённых пунктов.

Целесообразно рассмотреть порядок перевода земель лесного фонда в любую другую категорию земель. Основная причина выбора для примера именно земель лесного фонда – 28 января 2006 года постановлением Правительства РФ № 48 было утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Министерство природных ресурсов предоставляет в Правительство РФ следующие документы:

1) ходатайство заявителя: физического лица, либо индивидуального предпринимателя, либо юридического лица, либо государственного органа или органа местного самоуправления;

2) копии документов, подтверждающих личность заявителя – физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

3) акт выбора участка лесного фонда с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы;

4) решение территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства об утверждении акта выбора;

5) акт натурного технического обследования участка лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ;

6) расчет размера потерь лесного хозяйства при переводе, составленный в установленном порядке;

7) схема (проект) размещаемого на участке лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;

8) справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;

9) положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим перевод;

10) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;

11) проект акта Правительства РФ о переводе;

12) положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту акта Правительства РФ о переводе – в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами.

Данные документы готовятся заявителем с участием Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов.

По результатам рассмотрения ходатайства Правительством РФ в течение трёх месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе земель лесного фонда в земли другой категории либо акт об отказе в переводе земель.

Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

3) категория земель, перевод из которой осуществляется;

4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

Данный акт направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня его принятия.

Вся процедура должна быть точно соблюдена; в противном случае, это является основанием признания недействительными акта о переводе земель из одной категории в другую (п.3 ст.8).

Такие же положения, как в случае с переводом земель лесного фонда в земли других категорий, должны быть приняты относительно и других категорий земель.