Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
С. Блэк в предисловии к русскому изданию книги «PR: международная практика» так характеризует ПР-кампании: «У каждой PR-кампании свои особенности, но все они доказывают: связи с общественностью – составная часть системы управления и public relations нужно планировать как неотъемлемую часть стратегии организации. Она должна основываться на серьезном исследовании. Необходимо тщательно продумывать кампанию, отслеживать ее ведение, чтобы быть уверенным: все, что делают специалисты в этой области, достигает поставленной цели и протекает в нужном временном режиме. Наконец, результаты работы нужно тщательно оценить. Решение о проведении ПР-кампании принимается в случае, когда нужно:
– мотивировать новое поведение/действие
– усилить существующее позитивное поведение/действие
– модифицировать негативное поведение/действие».
В информационной кампании в рамках процесса территориального планирования можно выделить несколько составляющих:
1. Определение потенциальных спорных и конфликтных моментов, которые будут актуализированы процессом территориального планирования. Процесс территориального планирования потенциально конфликтогенен, так как проектные решения призваны изменить ситуацию. Это всегда нарушает чьи-то интересы или противоречит чьим-то целям.
Кроме того, в большинстве муниципальных образований есть политическая оппозиция, которая постоянно осуществляет за действующую власть анализ проблем, трудностей и ошибок. Можно и нужно воспользоваться в анализе ситуации для планирования информационной кампании критическими высказываниями оппозиции.
2. Определение целей публичных слушаний (планирование и программирование).
Цели определяются в зависимости от того, как относится муниципальное управление к публичным слушаниям. Если рассматривать публичные слушания как навязанную Градостроительным кодексом необходимость, то цели будут лежать в формально-административной плоскости выполнения предписанных Кодексом процедур.
А если рассматривать публичные слушания как ресурс управления – ресурс получения дополнительного знания о городских проблемах и трудностях, ресурс для того, чтобы корректировать проектные решения до их утверждения, ресурс формирования репутации и т.д., – в этом случае цели публичных слушаний будут включать цели управления.
3. Определение целевых групп.
Для технологии связей с общественностью нет общей аудитории. Каждое сообщение или действие должно иметь целевого адресата – с кем устанавливается коммуникация. Этим качеством сообщения в рамках кампании по связям с общественностью (в том числе и опосредованные СМИ) отличаются от сообщений, исходящих непосредственно от СМИ.
4. Действия и коммуникация – ключевые сообщения, которые можно рассматривать как перевод проблемы на язык данной целевой аудитории, отбор масс-медиа и техники воздействия.
5. Результативность программы.
Приведенную ниже таблицу можно рассматривать в качестве матрицы для создания программы кампании по связям с общественностью для целей территориального планирования.
Таблица 5.6.1
Целевая группа | Цель коммуникации | Ключевые сообщения | Каналы коммуникации | Результат |
горожане | - разъяснение долговременных целей и политики; - рассеивание неверных представлений или опасений - коррекция отрицательных стереотипов; - прицельная работа по формированию репутации
| - прагматические описания целей и результатов территориального планирования; - описание процедуры публичных слушаний как набор действий, которые могут совершить горожане; - каков будет результат участия горожан в публичных слушаниях | газеты, ТВ, интернет, встречи с горожанами, градостроитель-ная экспозиция проекта | поддержка и одобрение градостроитель-ной политики
положительная репутация ОМСУ
информирован-ность и грамотность в вопросах территориального планирования и проектных решений |
агенты деятель-ности, инвесторы | включить цели и ресурсы агентов деятельности в реализацию проекта | новые инвестиционные возможности, облегчение процесса получения участков и пр. | представление проектных направлений на выставках и бизнес-форумах (в том числе в уровне СФ и РФ газеты, ТВ, интернет, встречи, брошюра для «людей дела» с описанием проекта, подкрепленного цифрами и расчетами | создание реализационных механизмов, управление инвестиционным процессом |
государ-ственная власть уровня СФ и федерации | позиционировать территорию муниципального образования как потенциально значимую в масштабе субъекта и РФ сформировать имидж компетентного ОМСУ, получить финансовую поддержку проектных решений войти в ФЦП и ФАИП
| территориальное развитие муниципального образования необходимо и выгодно СФ и РФ; у МО есть реалистичный и реализуемый проект территориального развития муниципального образования, гарантирующий рациональное расходование средств федерального бюджета | имиджевый буклет, передаваемый с адресной рассылкой, публикации в федеральных «солидных» СМИ | финансовая поддержка проектных направлений из бюджета СФ и РФ |
СМИ | повысить грамотность работников СМИ обеспечить публикации с грамотной и неискаженной информацией; сформировать союзника в лице СМИ; увеличить возможности коммуникации с общественностью через сотрудничество с независимыми СМИ
| процесс территориального планирования – источник интересных новостей, содержательных публикаций, интересных читателям данных СМИ | пресс-релизы, специально подготовленные материалы для СМИ | грамотные публикации; расширение числа каналов коммуникации;
|
дети, подростки, молодежь | воспитательные цели; грамотность; управление целеполаганием; вовлечение подростков и молодежи в сотрудничество с муниципальным управлением | будущее территории и вы – часть этого будущего: взаимосвязь | тема в передаче для детей; учебный курс в программе; молодежные СМИ и ТВ-программы | формирование будущего горожанина/жите-ля территории |
оппозиция | уточнение собственной позиции, использование возможность «на сравнении» зафиксировать сущность позиции; формирование имиджа устойчивого муниципального управления, которое может достойно «держать удар»; формирование имиджа «сильного, уверенного муниципального управления»117 | общественно-политическое обоснование проектных решений | газеты, ТВ, интернет-форумы, дискуссионные площадки | главный результат публичной политической дискуссии – создание общественного интереса к данной теме118 |
При составлении конкретной программы перечень целевых групп дополняется в соответствии со спецификой муниципального образования.
В случае возникновения спора или конфликта по проектным решениям территориального планирования, конституируется соответствующая целевая группа.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание