Основные понятия практики связей с общественностью
Имидж
Имидж – это устойчивый эмоциональный образ организации, личности, который складывается в сознании общественных групп, представителей государственных и общественных институтов, партнеров. Это тот образ, который ассоциируется с названием организации, его символикой, стилем представления внешней среде, общественной позицией, и который создается совокупностью различных средств.
Основная характеристика имиджа – это целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, оказывающий эмоциональное воздействие на целевые группы и позволяющий по отдельным элементам идентифицировать целое. Имидж изменчив. Он может формироваться годами и быть испорчен какой-либо неудачной или непродуманной общественной акцией или неверными словами руководителя, высказанными публично. В иных ситуациях ранее сложившийся имидж перестает отвечать изменившимся целям организации. В подобных случаях требуется разработка ПР-программы, которая направлена на восстановление имиджа или придание ему новых качеств. Имидж – это предмет, с которым можно работать, трансформировать его по заранее заданным параметрам.
Имидж неоднороден, он слагается из разных представлений, которые формируются в сознании разных целевых групп. Но в то же время – это не сумма разных представлений, а концентрация наиболее явных характеристик в соответствии с заранее выбранными параметрами и целевыми установками организации.
Существует множество форм и методов отслеживания и изучения того, какой имидж сформирован: опросы общественного мнения, интервью с представителями общественности – лидерами мнений, фокус-группы.
Процесс территориального планирования – это уникальный ресурс формирования положительного и мощного имиджа муниципального управления. Чтобы использовать ситуацию территориального планирования для целенаправленного формирования/изменения имиджа, нужно знать, каков он сейчас. Лучший инструмент для этого – фокус-группа.
Фокус-группой называют групповое фокусированное интервью. Фокус-группа, по сути, модель территориального/городского сообщества или его части – одной из целевых групп (например, молодежи).
Метод фокус-групп был разработан в начале 40-х годов американскими социологами Р. Мертоном, П. Кендалл и М. Фиске. Вначале задачи, поставленные перед исследователями, были далеки от рыночной проблематики. Шла вторая мировая война, и нужно было изучать восприятие новобранцами фильмов антифашистской направленности, созданных для разъяснения цели войны и подъема боевого духа американских солдат. Метод, разработанный в ходе этих исследований, стал самостоятельным результатом работы. Его описание было опубликовано в книге Р. Мертона и соавторов «Фокусированное интервью», вышедшей в свет в 1947 г.
Необходимо различать количественное и качественное исследование. Количественный опрос (его еще называют «социологическим опросом») проводят с помощью стандартизированной анкеты по репрезентативной выборке, которая обычно охватывает от 600 до 1500 респондентов. Фокус-группа – это качественное исследование. В стандартном фокус-групп - исследовании общее количество опрошенных обычно не превышает нескольких десятков. Если количественное исследование отвечает на вопрос «Сколько?», то качественное исследование в большей степени носит поисковый характер и отвечает на вопросы «Что?», «Как?» и «Почему?». Количественные и качественные исследования часто проводят совместно, и их результаты дополняют друг друга. Фокус-группы работают в помещениях, оборудованных полупрозрачным зеркалом или видеокамерой. Количество участников группы – от 8 до 12 человек. Этот диапазон оптимален, выверен десятилетиями и отображает баланс двух факторов: при меньшей группе падает интенсивность обсуждения, при большей - не все участники получают возможность высказаться. Ведет групповое интервью модератор – исследователь, сочетающий в себе несколько квалификаций (социолога, политолога, конфликтолога, психолога). Вопросник для интервью создают в ходе взаимных консультаций между заказчиком и исследователем. Задача исследователя – развернуть между участниками фокус-группы обсуждение и дискуссию, в которой должен появиться массив смыслов, мотивов, значений и представлений, из которых будет составлена конструкция имиджа, которую нужно будет взять в качестве ориентира ПР.-кампании.
В процессе территориального планирования нужно ставить цели формирования имиджа не только муниципального управления, но и самого города/территории, имиджа разработчиков проекта территориального планирования и т.д.
Позиционирование ПР-объекта
То, что является объектом деятельности ПР-специалиста (имидж чего/кого он создает или кому/чему он придает общественную известность и значимость), называется ПР-объектом.
Позиционирование ПР-объекта — это создание и поддержание понятного целевым группам представления о деятельности /товаре /услуге. Если некоторый объект непозиционирован, значит, он непонятен целевым группам и нет смысла в информационных сообщениях. Позиционированный объект - это понятный объект.
Таблица 5.6.2. Уровни позиционирования119
Уровни позиционирования | Типовая реакция представителя целевой группы | Пояснение |
отсутствие позиционирования | “Ой, что ЭТО?! ЭТО мне опасно или неопасно?” | защитная реакция от неизвестного |
1-й | “Да, я узнаю ЭТО” | представитель целевой группы узнает объект, допускает его существование |
2-й | “Да, знаю и понимаю, зачем мне ЭТО” | объект стал привычным элементом практики, обсуждения |
3-й | “Да, я знаю об ЭТОМ и мне это нужно” | объект имеет четко опознаваемый имидж, стал настолько привычен, что без него дискомфортно, неуютно. Представитель целевой группы рекомендует объект знакомым, партнерам, близким. |
4-й | “Да как же без ЭТОГО быть?” | Клиент “хочет” объект так, что согласен ради него терпеть даже некоторые потери и неудобства в другом. |
Такие объекты, как «территориальное планирование», «публичные слушания», «генеральный план», «схема территориального планирования», «профессионал-планировщик», нуждаются в позиционировании. Опыт показывает, что не только в сознании «простых жителей», но и в сознании представителей самых высоких этажей управления эти объекты находятся на начальных уровнях позиционирования.
Знание достигнутого целевой группой уровня позиционирования объектов территориального планирования необходимо для программирования «глубины» информационной кампании.
Паблисити
Словарь новых иностранных слов (1995)определяет паблисити (англ. publicity «публичность, гласность») как:
1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором;
2) публичность, гласность, известность, популярность.
Иными словами, паблисити – это общественная известность и признание организации, формирование представления об общественной значимости деятельности.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание