Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
1. История вопроса
В Пермской области, на противоположных берегах Камы соседствуют два города: Березники на левом берегу и Усолье – на правом. Город Березники образовался в советское время на крупнейших в России месторождениях калийно-магниевых солей и титана. Интенсивное промышленное и градостроительное развитие пришлось на военные и послевоенные годы. В это время было не до генпланов, поэтому жилую застройку разместили не только в непосредственной близости от предприятий, но и на месторождениях. Таким образом, добыча полезных ископаемых велась под городской застройкой, которая в результате практически вся оказалась на подработанных территориях. Под городом – гигантские внутренние пустоты. Не исключается опасность провала домов. Наблюдаются отдельные факты проседания домов.
Город Усолье – исторический город, основан в 1606 г. Городские проблемы типичны для исторического провинциального города, в котором есть уникальные памятники архитектуры федерального значения, но они постепенно ветшают. Город Усолье в некотором роде уникален – на его территории не размещалось промышленных предприятий, и, следовательно, не было необходимости в разработке генерального плана в течение 50 лет.
В советское время была практика прикрепления «бедных» поселений к «богатым». Подобный ход применили в генеральным плане Березников 1974 года, включив г.Усолье в городскую черту Березников.
Основное решение генплана г. Березники 1974 г. — градостроительное освоение правого, «усольского», берега р.Камы. В соответствии с генпланом, часть территории Усольского района (ок. 800 га, включая административный центр района, г. Усолье), входил в черту г.Березники и рассматривался в качестве территории перспективного градостроительного освоения. Решения генплана 1974 г. обосновывались из тенденций роста численности населения г.Березники и постепенному перемещению жителей (фактически, эвакуации, растянутой на годы) на правый берег. Там проектировался городской район на 150 тысяч жителей. Генплан 1974 года не видел возможности развития г.Березники на левом берегу, т.к. существующая городская застройка расположена на подработанных территориях и город весь зажат промзонами, вся территория попадает в зоны вредных воздействий предприятий.
Решения генплана об изменении границ были подкреплены постановлением Совмина 1981 г.: Постановление № 308 «Об установлении городской черты города Березники Пермской Области». В соответствии с этим Постановлением Березниковский горисполком, Усольский райисполком и Пермский облисполком обязаны были изменить границы: принять необходимые решения об этом, утвердить схематические карты границ и территорий города и района, обозначить границы на местности, произвести межевание территорий.
Эти действия не были произведены. Кроме того, в Постановлении от 10.06.1981 года нет карты с обозначением новой городской черты.
Начинается градостроительное освоение правого берега. Был построен мост через р. Кама, микрорайон на 3 тыс. жителей и несколько объектов инженерной инфраструктуры.
Однако в целом прогноз генплана 1974 г. не оправдался. Население г. Березники оставалось стабильным, не состоялось масштабное освоение правого берега. В связи с этим обстоятельством, а также с незначимостью в районной экономике земельных ресурсов, завершение правовой процедуры изменения границ (прежде всего установление границы в натуре и изменение системы отчетности и регистрации прав пользования земельными участками) долгое время был не актуальным. Администрация г. Березники не настаивала на реализации Постановления и по административным соображениям — зачем взваливать на свои плечи решение проблем еще одного города?
Уставом муниципального образования, принятым Земским собранием Усольского района 09.02.1996 года (само собрание было сформировано избирателями всего района) подтвержден юридический статус города Усолья как составной части муниципального образования и его центра. Позже Устав муниципального образования никем не оспаривался, и судебных решений о его недействительности нет.
2. Попытки решения спора.
На протяжении нескольких лет, пытаясь разрешить территориальный спор, администрации двух МО действовали по трем направлениям.
1. Привлечение для решения спора государственной власти.
Государственно-правовое управление Законодательного собрания Пермской области в своем заключении написало, что город Усолье не может рассматриваться как составная часть муниципального образования «Город Березники», так как вышеуказанное постановление Совета министров РСФСР можно было реализовывать только в порядке, который тогда существовал, то есть фактически волевым. И в связи с тем, что необходимая работа не была своевременно выполнена, данное постановление утратило юридическую силу, а потому изменение границ муниципальных образований возможно только в порядке, установленном Законом Пермской области «О порядке образования, упразднения муниципальных образований, установления их границ и наименований».
2. Попытки юридического решения спора116.
На протяжении нескольких лет проводилось несколько юридических экспертиз, которые были инициированы обеими сторонами спора. Наличие пакета правовых оснований как у одной, так и у другой стороны привела к юридическому тупику, в котором правомочны претензии обеих сторон.
Имеются ответ Прокуратуры Пермской области, правовое заключение юридической службы Союза малых городов РФ по вопросам административно-территориального деления, решение Совета Представителей Усольского района Пермской области, ответ из Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации.
В ответе Прокуратуры Пермской области указывалось, что данный орган не имеет полномочий по принуждению органов местного самоуправления к принятию каких-либо решений и разграничение территорий муниципальных образований возможно только на основании Закона Пермской области «Об административно-территориальном делении в Пермской области».
В ответе Аппарата Государственной Думы указано, что в соответствии с Конституцией РФ изменение границ территорий, в котором осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Законодательную базу местного самоуправления, наряду с Конституцией и федеральными законами, составляет Устав муниципального образования. Статус Усолья, как муниципального образования, определен Уставом от 09 февраля 1996 года, зарегистрированным в установленном законом порядке, что подтверждает его соответствие Конституции, как основному Закону государства, федеральным законам и законам субъекта РФ. В ответе Аппарата ГД прописано, что юридической базой для разрешения спорного вопроса об определении границ должен служить Устав. Что касается постановления СМ РСФСР, то его применение вызывает сомнение, так как оно в течение 20 лет фактически не было реализовано. Поэтому при разрешении вышеупомянутых вопросов следует руководствоваться Конституцией и принятыми на ее основе федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами муниципального образования.
В ответе юридической службы Союза малых городов РФ по вопросам административно-территориального деления указано, что рассматривать город Усолье как городское поселение, находящееся в административном ведении города Березники не правомерно, поскольку юридическая принадлежность Усолья к Усольскому району подтверждается принимаемыми в прошлые годы (60-80-ые) бюджетами и планами района, а также годовыми отчетами по наличию и использованию земель. Также принадлежность города Усолья к Усольскому району подчеркивается Уставом данного муниципального образования, а Устав города Березники не содержит каких-либо упоминаний о городе Усолье.
В целом власти и юристы оценивают ситуацию как «правовой тупик»
3. Попытки решения спора путем разработки градостроительной документации.
В 1999 г. истек срок генплана 1974 г. и МО г. Березники заказал проектному институту корректировку генплана. Разработку градостроительной документации этому же институту заказывает и МО Усольский район. Проектировщики предлагают пять вариантов проведения границы, исходя из планировочных, экономических и других градостроительных обоснований. Ни один из вариантов не устраивает ни одну из сторон. Разработка и согласование градостроительной документации в связи с этим затягивается на 3 года. Проектировщики, являясь исполнителями разработки градостроительной документации для двух муниципальных образований, не могли рассматриваться ими в качестве нейтральной стороны. Оба муниципальных образования настаивали на реализации своих целей и интересов, в которых не учитывались цели и интересы противоположной стороны.
В результате многолетних попыток решить проблему ситуация усугубляется психологическим фактором – фиксируется не только властный и правовой тупик, но и конфронтация сторон, конфликт.
Стороны готовы передать этот спор на рассмотрение в суд, но при этом понимают, что судебная процедура может затянуться на несколько лет, а решение вопроса нужно сегодня.
3. Решение территориального спора методом организации и проведения переговоров с участием посредника (медиация).
К решению проблемы установления границ привлекают специалистов-конфликтологов. При определении подхода к решению проблемы конфликтологи учитывали следующие обстоятельства:
1) неэффективность судебной процедуры для данного случая;
2) конфронтация сторон, которая препятствовала взаимодействию двух муниципий;
3) невозможность волевого государственного решения;
4) невозможность решить проблему средствами территориального планирования, при том что обе стороны уже затратили значительные средства на разработку градостроительной документации;
5) отсутствие нейтральной, независимой от предыдущих юридических и проектных решений позиции.
В силу этих обстоятельств предложено провести переговоры между двумя МО, в которых бы конфликтологи выступили в функции организатора переговоров и посредника при их проведении.
Работа была разбита на этапы.
1. Обследование ситуации. На этапе обследования решались задачи:
Экспертиза действующих процедур принятия решений, инструментов урегулирования земельных отношений.
Расширение числа участников ситуации (реальные и потенциальные агенты территориального развития, общественность).
2. Прояснение политических аспектов ситуации, значимые факторы федерального и субфедерального уровня (например: разработка нового законодательства по МСУ, потенциал участия уровня государственной власти в урегулировании ситуации и пр.). На этапе обследования фиксировались:
Позиции сторон, цели и интересы по отношению к спорной территории;
Проблемы власти, агентов деятельности, жителей, которые порождались неурегулированностью границ;
Существующие ресурсы градостроительного развития спорной территории и позиции держателей ресурсов.
В рамках этого этапа была проведена серия взаимных консультаций с представителями муниципального управления, включая главы МО и с агентами деятельности и развития на территории (инвесторы, застройщики, руководители градообразующих предприятий).
3. Подготовка к переговорам. На этом этапе были проделаны следующие работы:
Проанализирована позиция сторон, направления достижения соглашения и ограничения (пункты, по которым стороны потенциально готовы к компромиссу и пункты, по которым позиция не может быть изменена).
Проведены предварительные переговоры с каждой из сторон, зафиксированы цели и интересы, которые стороны считали необходимым отстоять в переговорах, пункты, по которым стороны готовы идти на уступки и компромисс.
Осуществлена содержательная и психологическая подготовка сторон к проведению переговоров.
Составлена повестка переговоров.
Разработана стратегия переговорного процесса.
Обеспечена техническая сторона проведения переговоров (схема, с которой можно работать и на которой можно рисовать границу).
На этом этапе основной задачей было обеспечить согласие сторон на участие в переговорах, согласие на взаимодействие с целью заключения соглашения.
Проведение переговоров
На этапе проведения переговоров между главами администраций двух МО конфликтолог выступал в функции ведущего переговоры, обеспечивал позицию нейтрального посредника, фиксировал достигнутые соглашения, вел протокол.
В результате проведения переговоров стороны пришли к соглашению, которое полностью устроило оба муниципальных образования. Конфликтолог организовал непосредственное взаимодействие двух администраций: положил перед ними одну карту территории и дал один карандаш для осуществления совместного действия. На то, чтобы организовать взаимодействие, потребовалось четыре дня, на проведение линии горчерты, которая устроит обе стороны – 45 минут. Конфликтолог осуществил простое, но единственно эффективное в данной ситуации действие: создал условия для того, чтобы включить главное, управленческое, основание в принятие проектного решения. Горчерта в «натуре» возникла как взаимоопределение границ управленческой и ресурсной компетенции двух администраций.
В ситуации развернутого градостроительного конфликта у конфликтолога две задачи. Первая – определить «выпавшее» их поля зрения планировщиков существенное основание принятия проектного решения. Вторая – обеспечить деятельностные и организационные механизмы для включения этого основания в проектирование.
Выводы:
Данная работа не только решила территориальный спор, но и позволила продолжить и завершить разработку градостроительной документации.
Данная работа продемонстрировала эффективность переговорных процедур при решении территориальных споров и их преимущества:
Переговорный процесс несопоставимо короче судебной процедуры; в отличие от судебной процедуры стороны сами планируют переговоры.
Результаты переговоров контролируются сторонами, в отличие от судебной процедуры, исход которой не подконтролен действиям сторон.
Затраты на проведение переговоров меньше, чем на юридическое и судебное сопровождение, а эффективность очевидна.
Один из важнейших выводов, которые сделали главы МО по результатам этой работы: необходимо проводить переговоры по урегулированию территориальных споров в начале процесса разработки документов территориального планирования, а не после его завершения.
- Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование. Территориальное планирование)
- Часть 2 территориальное планирование
- Коллектив авторов:
- В.А. Щитинский
- И.Г. Постоленко
- Введение
- Раздел 4 градостроительная деятельность и муниципальные образования
- Тема 4.1
- Градостроительная деятельность – цели, задачи, принципы
- Город как система
- Системное движение и градостроительство в ссср
- Градостроительство в переходный период
- Градостроительная деятельность на современном этапе
- Принципы устойчивого развития – концептуальные основания градостроительной практики
- Методология градостроительного проектирования
- Тема 4.2 законодательное обеспечение градостроительной деятельности
- Развитие градостроительного законодательства в новой России
- Современное российское градостроительное законодательство
- Тема 4.3 градостроительная деятельность – важнейшая задача муниципальных образований
- Новые полномочия, новые возможности, новые требования
- Градостроительные проблемы муниципальных образований
- Обеспечение надежности градостроительных систем
- Тема 4.4 территориальное планирование – его назначение и виды документов территориального планирования
- Состав документов территориального планирования
- Содержание документов территориального планирования
- Тема 4.5 состав и содержание документов территориального планирования муниципальных образований
- Разработка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
- О совместной подготовке документов территориального планирования
- Тема 4.6 согласование и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Особенности согласования документов территориального планирования
- Особенности утверждения документов территориального планирования
- Тема 4.7 вовлечение населения муниципальных образований в процесс территориального планирования
- Участие населения в процессе территориального планирования – объективная необходимость
- Нормативно-правовой акт – обязательное условие эффективности обеспечения участия населения
- Тема 4.8 правила землепользования и застройки – муниципальный правовой акт
- Правила землепользования и застройки как системный регулятор управления развитием территории
- Современные подходы к градостроительному зонированию
- Тема 4.9 планировка территории – назначение и виды документации по планировке территории
- Виды документации по планировке территории
- Подготовка документации по планировке территории
- Тема 4.10 архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства – основные понятия и процедуры
- Назначение, содержание и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования
- Экспертиза, утверждение проектной документации, разрешение на строительство
- Тема 4.11 информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Цель и принципы осуществления информационного обеспечения градостроительной деятельности
- Обеспечение градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Тема 4.12 ответственностьза нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Тема 4.13 требования, предъявляемые к проектным организациям, осуществляющим разработку проектной документации для обеспечения градостроительной деятельности
- Приложение 1
- Приложение 2 Примерная форма технического задания на разработку схемы территориального планирования муниципального района
- 6. Требования к составу и порядку предоставления исходных данных
- 7. Основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов документа территориального планирования, этапы разработки и сроки выполнения работ
- Приложение 3 Примерная форма технического задания на разработку генеральных планов поселений и городских округов
- 7. Объем и требование к содержанию работы
- 8. Заказчик представляет исполнителю:
- 9. Требования к форме предоставления передаваемой заказчику завершенной продукции
- 10. Перечень органов государственной власти субъектов рф, органов местного самоуправления, согласовывающих генеральный план
- Приложение 4 Примерный перечень основных технико-экономических показателей схемы территориального планирования муниципального района
- 2. Население
- 3. Жилищный фонд
- 4. Объекты социальной сферы
- 5. Производство продукции сельского хозяйства
- 6. Транспортная инфраструктура
- 7. Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
- 8. Энергоснабжение
- 9. Инженерная защита территории
- 10. Санитарная очистка территории
- I. Территория
- II. Население
- III. Жилой фонд
- IV. Транспортная инфраструктура
- V. Водоснабжение
- VI. Энергоснабжение
- VII. Зеленые насаждения
- VIII. Охрана природы и рациональное природопользование
- IX. Ориентировочные объемы основных работ
- Приложение 6 Примерный перечень региональных нормативов градостроительного проектирования
- Раздел 5 управление и политика территориального развития: новое в территориальном планировании
- Тема 5.1
- Методологическое и понятийное обеспечение позиции муниципального управления в территориальном планировании
- Социокультурные условия для формирования нового в территориальном планировании
- Понятие управления
- Естественное и искусственное в общественных системах
- Миссия местного самоуправления
- Что такое территориальное планирование
- Кооперативная структура территориального планирования
- Методологические требования к управленческому мышлению. Оппозиция натуралистического и деятельностного подходов
- Территория как материал, предмет и объект деятельности территориального планирования
- Цели развития системы муниципального управления для задач территориального планирования
- Тема 5.2 новые подходы и концепции планирования
- Средовой подход
- Новый урбанизм
- Прагматический подход
- Подход маркетинга: город как «товар»
- Тематический парк
- Концепция урбоэкологии
- Альтернативные подходы к решению проблемы транспорта
- Многофункциональность
- Концепция «креативного города»
- Тема 5.3 позиция «потребителя» в кооперативной структуре территориального планирования
- Анализ потребительских стандартов качества территории/города. Задача фиксации типов потребителей
- Анализ ситуации: определение муниципальной специфики качества среды
- Выводы для муниципального управления
- Базовые параметры качества среды
- 1. Параметры выживания
- 2. Параметры воспроизводства культуры, деятельности, социальных отношений.
- 3. Параметры «запуска» новых видов социальной, культурной и деловой активности.
- Постиндустриальная трансформация городской среды
- Социальные и деятельностные группы. Требования к качеству городской среды
- 1. Бизнес-группа
- 2. Социальная группа среднего платежеспособного спроса
- 3. Крупный торговый бизнес – «потребители» качества городской среды
- 4. Средний и малый бизнес, сфера услуг: «потребители» качества городской среды
- 5. Городские застройщики – «потребители» качества городской среды
- 6. Промышленность – «потребители» качества городской среды
- Структурные консультации
- Управленческие решения по отношению к ситуации «потребления»
- Тема 5.4 политика территориального планирования
- Процессуальная модель общественно-территориальной системы
- Анализ ситуации: самоорганизация в процессах хозяйственного воспроизводства
- Анализ ситуации: потенциал самоорганизации в процессах производства
- Анализ ситуации: постиндустриальная экономика
- Образец постиндустриального мышления
- Развитие
- Приоритеты муниципальной политики в территориальном планировании
- Современная ситуация муниципальной политики
- Анализ ситуации: плацдарм муниципальной территориальной политики
- Тема 5.5 принятие управленческих решений в ситуации градостроительного конфликта
- Понятие градостроительного конфликта
- Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений
- Медиация в градостроительном конфликте
- Анализ ситуации: организация и проведение переговоров об установлении границ между муниципальными образованиями
- Конфликтологическое проектирование
- Анализ ситуации: конфликтологическое проектирование в ситуации разработки проектов изменения функционального назначения территории
- Тема 5.6 коммуникативные технологии в практике территориального планирования
- Технология Связей с общественностью
- Программирование мероприятий по связям с общественностью в процессе территориального планирования: программа пр- кампании
- Основные понятия практики связей с общественностью
- Принципы взаимоотношений с прессой
- Общественные коммуникации в ситуации градостроительного конфликта
- Приложение 1 Анкета для определения предпочитаемых типов застройки, г. Ленск
- 3.В каком районе города Вы живете в настоящее время?
- 4.. Хотели бы Вы в перспективе (5-20 лет) сменить район проживания?
- 5. Сколько лет Вы проживаете в г. Ленске?
- Приложение 2 Выдержки из книги ф.А. Щербина «Крестьянские бюджеты».
- Приложение 3
- Приложение 4 «Коммуникация в конфликте»: образец публичной дискуссии по проектным решениям
- Приложение 5 Позиционная структура территориального планирования. Позиции на плацдарме публичных слушаний. Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
- 1. Краткое описание проекта рзчво
- 2. Сценарий публичных слушаний концепции развития западной части Васильевского острова (рзчво)
- 1. Тезисы выступлений
- 2. Конкретизация контрпозиций
- 3.Организационные предложения
- Приложение 6 Пресс-релиз
- Приложение 7 Описание проекта: раздаточные материалы участнику публичных слушаний проекта генерального плана
- Раздел 6 градостроительное проектирование: практика разрешения конфликтных ситуаций правового характера
- Тема 6.1
- Общие сведения о современном градостроительном законодательстве
- Тема 6.2 градостроительный кодекс рф: проблемы и решения, некоторые аспекты юридической техники
- Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации»
- 1992 Года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года
- Тема 6.3 система документов в области градостроительной деятельности. Этапность градостроительного проектрования. Масштабы графических материалов
- Федеральные градостроительные документы
- Градостроительные документы субъектов рф
- Муниципальные градостроительные документы
- Тема 6.4 формирование местной градостроительной правовой базы164
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки генерального плана города, порядке подготовки изменений и внесения их в генеральный план
- Нормативный акт о составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт представительного органа о порядке организации проведения публичных слушаний
- Нормативно правовой акт о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса рф)
- Нормативно-правовой акт о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса рф)
- Тема 6.5 градостроительная компетенция органов публичной власти и правовой режим земель: соотношение и взаимосвязь
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- 1. Земли сельскохозяйственного назначения
- 2. Земли населённых пунктов
- 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 5. Земли лесного фонда
- 6. Земли водного фонда
- Тема 6.6 правовые проблемы определения категорий земель
- Нарушение принципа единства правового режима территории
- Предложения по уточнению правового статуса территории
- Реализация предложений по уточнению правового статуса территории
- Решение проблемы – изменение федерального законодательства
- Принципиальное задание на технический регламент территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны
- Предложение обязательности государственной экспертизы генеральных планов курортов
- Прецедент лишения территории статуса отдельной категории земель
- Предложение специального федерального закона о статусе курортного района (региона)
- Предложение о порядке разграничения полномочий между органами управления
- Предложение снять ограничения в обороте земли
- Предложение к формированию органов контроля над надлежащим использованием территории курорта
- Предложение к эффективному использованию территории в рамках фз «Об особых экономических зонах в рф»
- Ожидаемые результаты разрешения проблемы определения категорий земель в Кавминводах
- Тема 6.7 самовольные постройки
- Создание постройки на земельном участке, не отведённом для строительства в установленном порядке
- Отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства
- Создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
- Список сокращений
- Содержание