logo search
Территориальное_планирование_пр2

Технология Связей с общественностью

В широком смысле Связи с общественностью – это достижение согласованности управления с процессами жизнедеятельности общественных структур в социуме с помощью целенаправленной информации и организации коммуникации. Если в обыденной жизни люди, используя речь, формируют естественную среду общения, то для того, чтобы начали коммуницировать орган муниципального управления и такие субъекты, как «город», «территория», необходимы особые устройства. Связи с общественностью создают такие устройства и обеспечивают их функционирование. Именно поэтому вместо понятия «общение» используется термин “коммуникация”, который подчеркивает искусственную, техническую (от греч.  – «искусство») природу формируемой с помощью Связей с общественностью коммуникационной среды.

В данной разработке Связи с общественностью представляются не как искусство (когда результат деятельности зависит от того, насколько талантлив, опытен мастер) и не как наука (т.е. не как знания о ...). Связи с общественностью рассматриваются как практика, осуществляемая деятельность и как технология, как набор и последовательность заданных операций и процедур над конкретным материалом, приводящих к определенному результату. Разумеется, результаты практики часто можно приравнять к искусству. Работая каждый раз с разными социальными ситуациями, нельзя слепо следовать технологическим описаниям. Многое зависит и от опыта, умения применить в ситуации адекватное средство. Но для муниципального управления необходимо технологическое описание. Они принимают решения о необходимости отчисления денег на Связи с общественностью и у них должны быть четкие критерии результативности этого процесса. Муниципальный управляющий должен уметь поставить задачу перед соответствующим специалистом или отделом по связям с общественностью, контролировать весь ход процесса и оценивать результаты.

Цель Связей с общественностью в процессе территориального планирования – повышение эффективности всех этапов процесса планирования (от сбора исходных данных до процедур согласования и публичных слушаний)

Средством деятельности по связям с общественностью является коммуникация.

Социальный психолог Т. Шибутани дает следующее определение: «Суть коммуникативной деятельности состоит не в выражении предшествующих мыслей и чувств, а в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов».

Идеология Связей с общественностью базируется на различении двух видов власти: административной и коммуникационной. Различение иррациональной административной власти и рациональной коммуникационной власти предложил Ю. Хабермас. Административное воздействие имеет в результате иррациональную реакцию индивида (повиновение без рассуждений или слепое неподчинение).

Коммуникационная власть основана на коммуникативном взаимодействии, необходимое изменение поведения или действия достигается за счет понимания — смысловой интерпретации взаимодействия. Связи с общественностью – это процесс управления с помощью коммуникации.

Необходимо различать коммуникацию в процессе связей с общественностью от иных форм речевого или символического (знакового) воздействия, применяемых в рекламе, агитации, пропаганде. Коммуникативное взаимодействие в Связях с общественностью направлено на усиление рациональной компоненты в принятии решений, тогда как реклама и то, что в обществе получило название «черного пиара», воздействует на иррациональное в человеке.

По отношению к муниципальному управлению можно выделить:

- средства внутриорганизационных коммуникаций;

- средства коммуникации в макросреде.

Для всех стадий территориального планирования очень важна внутриорганизационная коммуникация. В большинстве органов МСУ территориальное планирование продолжают по инерции относить к исключительной компетенции отделов архитектуры и градостроительства. А ведь создается документ, который должны будут учитывать другие отделы. Внутриорганизационные Связи с общественностью для задач территориального планирования решают несколько задач.

Первая – формирование необходимого уровня осведомленности о территориальном планировании у работников «непрофильных» отделов ОМСУ.

Вторая – создание предпосылок для организации команды под задачи реализации документа территориального планирования.

Структура органов муниципального управления объектами недвижимости очень сложна. Земельный кодекс, включив земельный участок в объект недвижимости, создал все условия для появления рынка недвижимости, на котором оборачиваются единые объекты недвижимости, включающие земельный участок и строение. А в структуре муниципального управления сохраняется юридическое различение понятий земли и недвижимости и разные аспекты регулируют разные отделы администрации.

Компетенции градостроительного и земельного регулирования пересекаются с нормативами, идущими со стороны государственных органов охраны памятников, СЭС и пр. А есть еще налоговые органы, милиция и пр., которые в аспекте своей работы взаимодействуют с объектом недвижимости (вспомните информацию из главы «Новые подходы…» – в Великобритании полицейские органы оценивают градостроительный проект по критерию «преступногенности»).

Разумеется, со всеми этими инстанциями проект документации территориального планирования будет согласовываться. Но на стадии запуска процесса планирования есть смысл включить эти инстанции в неформальное обсуждение проблем, которые могут быть «на стыке» территориального планирования и другими направлениями работы муниципалитета.