logo search
Территориальное_планирование_пр2

Подход вовлечения общественности в принятие проектных решений

В мировой практике территориального планирования способы и инструменты, которые обеспечивают взаимодействие на стадии планирования, объединены в «подход вовлечения общественности».

Подход вовлечения общественности базируется на идее непосредственной демократии (не опосредованной институтами избирательного законодательства и политики). Это современная альтернатива технократическим способам принятия решений.

Подход вовлечения общественности используется в проблемных ситуациях территориального планирования, в ситуациях градостроительного конфликта, в ситуации проблемы постановки целей на территориальное планирование.

Муниципальный управляющий, который воспринял идеологию подхода вовлечения общественности, должен обеспечить возможность взаимодействия, в том числе конфликтного взаимодействия власти, планировщиков и общественности на всех этапах процесса территориального планирования.

Этапы процесса вовлечения общественности

Первый этап. Анализ ситуации на плацдарме территориальной политики. Спорные вопросы, проблемы, конфликты, которые фиксируют разные политические позиции.

Определение действующих субъектов – носителей спорных вопросов, проблем, субъекты – стороны конфликта.

Второй этап. Разделение процесса территориального планирования и принятия решений на стадии. Можно выделить следующие стадии:

1. Замысел

2. Техническое задание

3. Предпроектные изыскания

4. Концепция территориального развития. Определение основных направлений территориальных изменений.

5. Подготовка проекта схемы территориального планирования

6. Публичные слушания проекта

7. Разработка программы реализации

8. Мониторинг реализации утвержденной схемы территориального планирования

На каждой стадии проектирования нужно обеспечить площадку взаимодействия с общественностью.

Третий этап. Определение содержания необходимой информации, масштаб информирования и конкретные способы информирования в зависимости от стадии

Способы вовлечения общественности:

Полевые офисы. Полевой офис обеспечивает неформальные контакты с жителями в удобном для него месте.

«Обратная связь»: опросы, анкетирование, «горячая линия».

Общественные встречи.

Конференции.

Публичные слушания.

Консультативные группы. Создаются на территориях с определенной культурной, этнической, конфессиональной, хозяйственной и другой подобной спецификой, которую необходимо учесть в планировании.

Группы решения проблем.

Наиболее соответствует сложности проблематики целеполагания территориального планирования такая форма организации коллективной мыследеятельности как организационно-деятельностная игра115 (ОДИ). ОДИ ставит участников территориального планирования в реальные условия коммуникативного и мыслительного взаимодействия, но вместе с тем, как всякая игра, делает сравнительно легко преодолимыми учрежденческие структуры и нормы профессионально предметной работы и таким образом создает для участников условия для самоорганизации и развития. Для того, чтобы организовать ОДИ по постановке целей территориального планирования, необходимо включить в игру представителей всех позиций, зафиксированных на схеме кооперации позиций территориального планирования.