logo search
Территориальное_планирование_пр2

Градостроительство в переходный период

Методы системного подхода используются в современном градостроительстве России в условиях сложного переходного периода реформирования нашей политической, экономической и социальной системы.

Итак, как было показано выше, ещё недавно в градостроительстве существовала стройная система, которая достаточно успешно функционировала и позволяла решать поставленные перед ней в тот период задачи.

Но вот система сначала начала давать сбои, затем в ней появились трещины, а затем она полностью разрушилась. При этом разрушилась не просто система градостроительной деятельности, а не выдержал и развалился её фундамент - централизованная плановая экономика, базирующаяся на единой государственной собственности и составлявшая основу всего народного хозяйства страны, разрушилась и надстройка над этим фундаментом - единая централизованная система принятия решений через партийные руководящие органы, пронизывавшие все структуры государственной власти.

Началась полная структурная перестройка всего народного хозяйства, полная замена системы принятия решений на всех уровнях власти, поиск совершенно новой мотивации этих решений в отличие от прежней, когда основной мотивацией был страх потерять партийный билет.

Но ведь жизнь не остановилась, и спад производства, спад инвестиционной активности в 90-х годах прошлого века был временным явлением, вызванным происходящей коренной ломкой привычных стереотипов, которые сидят во всех нас достаточно глубоко. Мы должны, как и прежде, строить новые предприятия, строить жилые, комфортабельные дома для людей, строить учреждения культуры, торговли, спорта, создавать архитектурные ансамбли, закладывать парки, прокладывать транспортные магистрали, инженерные коммуникации. Жизнь требует своего.

Итак, к настоящему времени радикально трансформировалась политическая структура общества с ориентацией на правовые, многопартийные, демократические его основы. Поменялась сама суть экономических отношений, осуществляется переход к рынку. Произошел гласный отказ от тотального обеспечения социального развития за счет государства.

Стремительные изменения, происходящие в нашей жизни, не могут обойти стороной и проблемы развития городов. Более того, именно эти проблемы во многом фокусируют те тенденции, которые начинают играть в нашей повседневной жизни все большую роль. И это не случайно, так как города являются местом компактного проживания большого количества людей, и являются, по сути, первичной ячейкой общества, в котором мы живем. Достаточно привести далеко не полный перечень принципиально новых моментов, появившихся в градостроительстве за последние годы:

Все эти изменения привели к тому, что города, особенно крупные, превратились в центры общественно-политических и социальных напряжений, в них предельно дифференцируется социальный потенциал, стремительно теряет престиж и социальную значимость традиционная городская интеллигенция (инженерно-технические и научные работники, учителя, врачи и т.д.) и, наоборот, резко повышается социальная роль субъектов финансово-торгового сектора.

Все это потребовало коренного переосмысления самой сути регулятивных воздействий на сложные и во многом противоречивые отношения, складывающиеся в процессе функционально-пространственных преобразований городов в переходный период. Но нас интересует этот вопрос, прежде всего, потому, что мы хотим проследить, какие же изменения происходят в этой сложной системе, которая называется город.

Итак, что же изменилось сегодня в системе градостроительной деятельности?

Мы видим, что основные признаки системности города представляют собой относительно стабильные отраслевые и подотраслевые блоки социально-экономической и материальной структуры города, не произошло изменений в таком существенном блоке, как природный комплекс. Конечно, определённые изменения внутри блоков тоже происходят, меняются, например, взаимосвязи подсистемы рабочих мест и подсистемы рабочих рук, что связано с появлением безработицы, это, в свою очередь, влияет на социальную структуру населения города. Более сложными в новых условиях становятся взаимосвязи предприятий и организаций города, меняются принципы управления и жизнеобеспечения, хотя сами эти функции, а значит и подсистема в целом, остаются.

Кардинально изменились прежде всего внешние условия функционирования этих блоков, равно как и динамичные отношения между ними внутри системы, изменились правила взаимодействия субъектов и объектов градостроительной деятельности, впервые появилась необходимость ввести чёткие правовые, юридические рамки для многих процедур, ввести юридически однозначные толкования определённых понятий, внести серьёзные изменения в состав и содержание системы градостроительной документации, в градостроительные нормативы.

То есть возникла насущная необходимость формирования серьёзной законодательной базы градостроительства, которой, как это ни странно на первый взгляд, не было создано за весь период советской власти, несмотря на огромное количество изданных в это время различных инструкций и методических рекомендаций. За это время не было сделано самого главного – не было принято Закона о градостроительной деятельности. И это не случайно – в тех условиях функционирования системы, необходимости в Законе не было, система прекрасно обходилась без него, так внутри системы не было таких противоречий, для решения которых требовалось бы привлечение соответствующих юридических механизмов.

Краткое описание эволюции российского законодательства о градостроительной деятельности приведено в теме 4.2, здесь же следует остановить внимание на том, что в действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации 2004 года официально сформулированы следующие основные современные принципы законодательства о градостроительной деятельности, следование которым призвано обеспечить достижение устойчивого развития территорий и которые наглядно фиксируют необходимость комплексного, системного подхода к градостроительству как виду человеческой деятельности:

«1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

2) обеспечение сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причинённого физическим, юридическим лицам в результате нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объёме.»4.